Александр Отрощенков: Вместе определим будущее страны
Гость «Радые Свабода» - представитель инициативной группы, бывший политзаключенный, координатор «Европейской Беларуси» Александр Отрощенков.
– Намерение провести кампанию бойкота объявлено, но имеют ли оппоненты власти ресурсы, чтобы бойкот реально реализовать – от выхода на каждого избирателя во время кампании до контроля численности тех, кто все же придет проголосовать на участки?
– Да, думаю, определенные ресурсы имеются. Что касается наблюдения, то здесь накоплен очень богатый опыт. За последние годы наблюдение из всех кампаний проявило себя достаточно сильным направлением работы белорусской оппозиции и правозащитников. На каждых выборах мы видим, что наблюдатели могут засвидетельствовать и приблизительные результаты голосования, и фиксируют массовые нарушения, что в принципе и есть целью наблюдения.
Что касается информации, то здесь я уверен, что также ресурсов хватит, так как к бойкоту присоединятся те активисты, которые работали на президентской кампании в штабах разных кандидатов. В кампании будут представители разных партий, политических и общественных движений, поэтому я уверен, что инициатива «Бойкот» будет поддержана всеми здоровыми силами.
– Я напомню, что декларацию об общественной дискуссии, о целях и формах участия белорусской оппозиции в избирательной кампании подписали представители движения «За свободу» (Юрий Губаревич), партии БНФ (Игорь Ляльков), кампании «Говори правду» (Александр Федута) и БСДП «Грамада» (Ирина Вештард). Кто или что помешало тому, чтобы на избирательную кампанию оппоненты власти шли одной колонной?
– Я не понимаю, почему так получается. Я здесь не вижу никакой логики, никакого здравого обоснования. Когда меня переводили из СИЗО КГБ сначала на Володарку, потом в исправительную колонию № 3 в Витебске, я впервые увидел газету «Народная воля». Там было письмо и статья, подписанная Шушкевичем, активистами «Европейской Беларуси», которые остались на свободе, Ивашкевичем, другими известными людьми, которые сказали, что никакое участие в избирательных кампаниях невозможно после того, что произошло 19 декабря 2010 года.
Потом я увидел то же самое уже в исполнении лидеров партий «шестерки» летом прошлого года. Я был очень рад, что есть единый подход, есть единство и в вопросе о политзаключенных, в подходах к избирательной кампании. Когда я вышел из тюрьмы, я присоединился к этой работе, но я вижу, что сегодня некоторые политики отказываются от тех соглашений. И я не вижу никакого рационального объяснения. Ну, кто хочет шататься – пусть шатаются, да объясняют активистам своих партий, почему они это делают. Мы этого делать не будем. Мы считаем, что наш выбор очень логичный, очень нравственный, и мы знаем, что он поддержан теми нашими коллегами и друзьями, которые остаются сегодня за решеткой.
-Когда люди в Беларуси почувствуют, что кампания «Бойкот» уже работает?
– Мы, конечно, как активисты, как лидеры определенных групп сделаем для этого все от нас возможное. Но настоящее движение, настоящее дыхание перемен люди почувствуют только тогда, когда они сами этого захотят. Действительно, активисты, демократические, национальные лидеры делают уже не первый год то, что они могут, чтобы приблизить наши перемены, но пока каждый белорус или значительная часть Беларуси этого не захочет, разумеется, мы этого не сделаем. Поэтому наше обращение прежде всего – к народу: давайте вместе определим будущее нашей страны.