Борозенко: «Мы заложники в игре, которую затеяли белорусские власти с Западом»

Осужденные по «делу 14-ти» продолжают оставаться политзаключенными, считает активист «Европейской Беларуси» Александр Борозенко. Об этом оппозиционер заявил сегодня во время пресс-конференции в Минске.

Александр Борозенко отметил, что поддержка солидарных с ним людей придавала ему сил и напоминала о том, что активисты демократических организаций, независимые журналисты и многие простые граждане борются за его свободу.

“Я бы хотел, в первую очередь, выразить слова благодарности от лица своей семьи, своих родных и от себя лично. Огромное спасибо всем тем людям, которые приходили ежедневно к стенам Володарки, которые устраивали там акции в мою поддержку. Я благодарен своим друзьям, активистам кампании “Европейская Беларусь” и других организаций за то, что они выходили на улицы, площади Минска и других городов Беларуси с требованием освободить политических заключенных. Я благодарен вам за то, что вы освещаете тему политзаключенных Беларуси, пишите о том, что в стране действительно есть люди, которые подвергаются репрессиям за свои политические убеждения. Спасибо всем тем, кто писал мне, выражал свою поддержку. В трудную минуту это очень помогало. Я чувствовал, что я не одинок, что там, за тюремными стенами, меня ждут и борются за мою свободу. Это придавало сил и не давало опускать руки”, – подчеркнул Александр Борозенко.

Активист “Европейской Беларуси” также пояснил, что решил вернуться в Беларусь, а не остался в Польше, где учился по программе Кастуся Калиновского, поскольку счел долгом своей чести приехать и ответить на ложные обвинения вместе с теми, кого уже осудили по “делу 14-ти”.

“Многие задают вопрос, почему я решил вернуться в Беларусь и пойти к следователю сам, хотя мог спокойно оставаться в Польше и продолжать свое обучение. Я решился на этот поступок по целому ряду причин. Безусловно, это было некое выражение солидарности с моими друзьями, с теми, кого уже осудили по так называемому “делу 14-ти”. Я счел это долгом своей чести — приехать и ответить на ложные обвинения вместе с ними. Кроме того, сейчас, по непонятным мне причинам, идет много разговоров о том, что в стране якобы меняется политический курс. Некоторые поговаривали даже о либерализации.

Добровольно вернувшись в Беларусь, придя к следователю, я дал властям шанс продемонстрировать это, продемонстрировать свою готовность к диалогу. Однако был арестован буквально через пару дней после отмены санкций против высокопоставленных белорусских чиновников. Сейчас я могу с уверенностью утверждать, что никакой либерализации нет. Молодежных активистов избивают и задерживают с прежней жестокостью. Власть использует новые методы для давления на оппозицию.

Мой приговор – лишнее подтверждение тому, что курс белорусских властей не изменился. Говорить о либерализации можно будет лишь тогда, когда судьи, выносящие заведомо несправедливые приговоры, понесут наказание, когда понесут наказание те, кто отдает им приказы на эти приговоры. Когда будут отменены политические статьи в Уголовном кодексе Республики Беларусь. Когда людей, мнение которых отличается от официального, перестанут подвергать репрессиям. Когда будут освобождены и оправданы все политзаключенные”, – считает активист оппозиции.

Александр Борозенко заявил, что все осужденные по “делу 14-ти” продолжают оставаться политзаключенными, и назвать их свободными невозможно.

“Кто-то скажет, что я должен радоваться тому, что остался на свободе. Однако этому человеку я бы посоветовал поговорить с другими осужденными по моему делу, которые уже отбывают это наказание. Они могут многое рассказать о прелестях такой “свободы”. Мы не можем покидать своего жилища без решения контролирующего органа. Мы не можем посещать общественные места, общаться и встречаться со своими друзьями. Более того, по первой прихоти, в любое время суток, мы должны пускать в квартиру участкового сотрудника милиции. Это назвать свободой просто невозможно. Я считаю, что в данной ситуации мы просто являемся заложниками в игре, которую затеяли белорусские власти с Западом. На мой взгляд, понятно, что такими своими действиями белорусские власти хотят снизить накал молодежного сопротивления в Беларуси. Чем ближе конец диктатуры, тем более неадекватно она себя ведет” – сказал Борозенко.

По мнению активиста оппозиции, сегодня мы наблюдаем противоречивые шаги белорусских властей.

“С одной стороны, на свободе Ким, Козулин, Парсюкевич. С другой — в стране появилось более десятка новых политзаключенных. Власть стремится к диалогу с Западом, и между тем плюет на требования и рекомендации Европейского Союза. Эти “шарахания” могут свидетельствовать лишь о том, что белорусские власти не имеют ясного видения не только будущего страны, но и своего собственного. В таком случае, они больше всего боятся нас – молодых свободных людей. Людей, которые знают, что происходит в стране. Которые знают, что нужны перемены и могут принести эти перемены в нашу страну. Которые борются за свободную и независимую европейскую Беларусь”, — сказал Борозенко.

В конце пресс-конференции оппозиционер обратился к представителям молодого поколения:

“Я хочу обратиться к своим сверстникам, и напомнить им о слове, которое помогло мне и всем другим политзаключенным пережить тяжелые испытания. Это слово – СОЛИДАРНОСТЬ. Солидарность – это наша сила, против которой у властей нет ничего. Наша солидарность – это наша свобода. А наша свобода – это наша победа. Жыве Беларусь!”

Оппозиционер заявил также, что намерен остаться в Беларуси, а потому не будет продолжать свое обучение на дневном отделении во Вроцловском университете в Польше. Борозенко планирует получить образование, учась заочно.

Напомним, активист гражданской кампании «Европейская Беларусь» Александр Борозенко был приговорен судом Центрального района Минска к 1 году ограничения свободы без направления в исправительное учреждение. Приговор вынесла судья Наталья Войтехович. Политзаключенный был освобожден в зале суда.

Александр Борозенко был арестован 27 октября прямо в здании Следственного комитета предварительного расследования ГУВД Мингорисполкома, куда он пришел на допрос. Оппозиционер является одним из обвиняемых по «делу 14-ти» – уголовному делу, возбужденному по ст. 342 УК Республики Беларусь в отношении участников мирной акции протеста предпринимателей, которая прошла в Минске 10 января 2008 года. Показательно, что арест произошел фактически сразу после отмен Евросоюзом санкций в отношении высокопоставленных белорусских чиновников.