Олег Волчек: «Меня, как бывшего следователя, очень многое смущает в этом деле…»

Известный правозащитник, бывший следователь по особо важным делам и «афганец» Олег ВОЛЧЕК рассказал в интервью корреспонденту Euramost.org самые последние подробности «дела Николая Автуховича», а также выстраивает версии – кому это нужно?

Напомним, что в минувшие выходные в Волковыске были задержаны бывшие политзаключенные Николай Автухович и Юрий Леонов, а также их бывший партнер по бизнесу Владимир Осипенко. Управление информации и общественных связей МВД сформулировало, за что задержаны волковысские предприниматели. Сообщается, что «они подозреваются в совершении ряда тяжких преступлений, в том числе умышленных поджогов и взрыва имущества, принадлежащего должностным лицам Волковысского района, незаконном хранении взрывчатых веществ и огнестрельного оружия.

По информации, имеющейся у сотрудников милиции, основным мотивом совершения преступлений данной группой лиц являлось стремление разрешить несправедливые, по мнению задержанных, действия государственных органов по отношению к осуществляемой ими коммерческой деятельности.

– Итак, что известно на 10 февраля? – говорит правозащитник Олег ВОЛЧЕК. – То, что Автухович, Леонов и Осипенко до сих пор находятся в следственном изоляторе. Задерживали их сотрудники отдела по борьбе с организованной преступностью совместно с сотрудниками спецподразделения «Алмаз». Якобы подозревают в совершении двух поджогов – гаража и дома бывших начальника Волковысского РУВД Кацубы и налогового испектора Мандика С.П. Все это произошло в декабре 2005 года.

– Так ведь, насколько известно, по тем фактам были осуждены люди…
– В том-то все и дело! Па факту поджога дома Кацубы человек сидит в тюрьме, пострадавший получил страховку и больше претензий никогда и ни к кому не предъявлял. Он даже сам был в шоке, когда узнал, что по его делу задержаны люди. И, насколько известно, тоже будет писать письма, что у него никаких претензий нет. Такая же ситуация и с Мандиком. По его делу тоже осуждены два человека, и он тоже был удивлен сейчас всему происходящему. Одним словом, пока что в этой истории много всего непонятного. 11 февраля задержанным должны либо предъявить обвинение, либо отпустить. Потому что получается, что сейчас люди сидят в тюрьме незаконно.

– Насколько реальна версия, что Автуховича, Леонова и Осипенко могли убрать конкуренты по бизнесу?
– Мы проводили свое независимое расследование, но эта версия не подтверждается. Давление идет откуда-то сверху. Все это будем обжаловать, но, повторюсь, уже сегодня видно, что обвинений не должно быть. Нет потерпевших, нет ущерба… Кроме того, ни у Автуховича, ни у Леонова не было замечаний, после того, как они вышли на свободу. И именно 10 февраля, должен был состояться суд на условно-досрочное освобождение Николая Автуховича.

– Любопытное совпадение!..
– Да, если бы за Николаем был бы какой-то грех, то его никто бы и не освобождал. А БТ сейчас вообще поспешило сказать, что у задержанных конфисковали оружие и взрывчатку. Но по протоколам обыска ничего такого нет и в помине. Забрали только личную переписку, компьютер, паяльник и олово. То есть, уже идет нагнетание какой-то истерики. Но есть еще и вторая версия. Потому что не так давно некоторые «афганцы» – в том числе, я и Николай Автухович – отказались принимать государственные награды из рук этой власти. Мы выступили с резким письмом к Александру Лукашенко и Сергею Сидорскому, и начали в этом году более активно готовиться к созданию организации «Защитники Отечества». Возможно, власть это тоже напугало, а поэтому и решили показать, какие плохие у нас «нячэсныя» воины-интернационалисты.

– То есть, вы считаете, что это политический заказ?
– Однозначно. Власть боится сильных и инициативных людей, которые могут жестко сказать все, что думают. А Николай Автухович действительно до сих пор пользуется большим авторитетом. Может быть, чиновники и на самом деле думали, что с его стороны будет какое-то мщение. Хотя у него не было даже таких и мыслей. Было желание создать официально зарегистрированную организацию, и защищать права людей по восстановлению льгот для «афганцев».

– Какие будут дальнейшие действия правозащитников?
– 12 февраля, наверное, проведем пресс- конференцию, посвященную 20-летию вывода совестких войск из Афганистана. На ней расскажем и о ситуации с задержанными товарищами. Покажем, какой “подарок” преподносят власти “афганцам” к юбилею.

– Правда ли, что задержанных могут “пристегнуть” к делу о взрыве 4 июля?
– Вы знаете, меня, как бывшего следователя, сегодня очень многое смущает. Например, почему дела не рассматривает Гродненская прокуратура, а задержанных привезли именно в Минск? Загадка. Так что я уверен, что дело, скорее всего, не связано с поджогами. Их будут проверять на причастность к взрыву 4 июля. Были сигналы об этом и на пресс-конференции министра внутренних дел. А сейчас удобный мотив показать, что поджигатели есть. И статья получается очень непростая. За умышленное уничтожение имущества можно получить от 3 до 7 лет лишения свободы. А за групповое совершение преступления – от 7 до 12 лет. Поэтому мы сейчас будем поднимать на ноги международную общественность, и уже поставили в известность правозащитников за рубежом.
Виктор ПАВЛОВ.