Станислав Шушкевич: «Высказать своё мнение я могу и без личной встречи с Гордоном»

14 августа состоится визит помощника госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Филиппа Гордона в Беларусь. По сообщениям пресс-службы посольства США, Филипп Гордон намерен встретиться с представителями властей, а также с белорусской оппозицией и активистами общественных организаций.

Рассказать о возможной встрече с помощником госсекретаря США корреспондент www.Euramost.org попросил политика Станислава ШУШКЕВИЧА.

–Получили ли вы приглашение на возможную встречу Филиппа Гордона с представителями демократический сил Беларуси?
–Нет. Я вообще абсолютно ничего не знаю про эту встречу.

–Возможно, пригласят в последний момент? Как вообще договариваются с лидерами нашей оппозиции о подобных встречах с высокопоставленными гостями с Запада?
–Знаете, у нас так много людей, которые всё время говорят о своей оппозиционности, о борьбе, которую они якобы ведут с режимом, что, может, встречи ими и ограничиваются. Что же касается США, то лично я ни с кем из этой страны не контактировал.

–Странно, складывалось иное представление. Особенно на фоне ваших критических высказываниях о политике Евросоюза по отношению к Беларуси – вы всегда в пример европолитикам ставили принципиальную позицию по данному вопросу их американских коллег…
–Начнём с того, что рабочий визит – это не массовка, не увеселительная прогулка. Он решает определённые вопросы. Очевидно, у него есть определённые вопросы к власти. Иными словами, я ничего об этом визите не знаю, никаких сигналов о возможной встрече мне не поступало. И ни от кого из своих коллег я не слышал, что кто-то что-то об этом знает.

–Но если всё-таки эта встреча произойдёт, вы имеете что сказать Гордону?
–Когда я что-то хочу сказать, то нахожу способ сделать это и без такого непосредственного контакта. Например, недавно мне позвонила Ивонка Сурвила и мы, поняв, что в последнее время США совсем позабыли о Беларуси, направили письмо президенту Обаме. Высказали своё понимание ситуации, и попросили новую администрацию не забывать о нас. Они что-то вообще не проявляют никакой активности в отношении стран, которые находятся за границами Евросоюза.

–Какая-то нерадостная для демсил ситуация: США о Беларуси забыла, а Евросоюз всё больше глядит в сторону администрации Лукашенко…
–Я больше неудовлетворён позицией наших местных оппозиционеров, которые всё время советуют Евросоюзу перевоспитать Лукашенку. К пример, тот же Милинкевич. Раньше я считал, что он действует правильно и достойно, но теперь, когда он готовится к участию в президентских выборах и сконцентрировался на налаживании диалога с властью, я своё отношение к нему поменял. Власть не уважает тех, кто хочет с ней говорить, но не имеет для этого поводов. Мне такая позиция не нравится. Что же касается Евросоюза… Они нас слушают. А мы часто высказываем им своё недовольство их позицией. И они её меняют. А сейчас, когда во главе парламента Евросоюза стал Ежи Бузек, который очень хорошо понимает, что происходит в Беларуси, ситуация может улучшиться кардинально.

–Кстати, о Ежи Безеке: Милинкевичу удалось первому наладить с ним контакт и даже пригласить на свой европейский форум.
–Я тоже могу послать ему письмо и пригласить куда-нибудь! Но вряд ли он найдёт время для того, что бы приехать в Беларусь на этот форум. Это нужно не Бузеку, а Милинкевичу. Показать, какой он умный и как он контактирует с Ежи Бузеком. Это не более, чем пиар-акция.

–Кстати, о будущих президентских выборах: вы определились с тем, каким образом будете в них принимать участие?
–Неучастие невозможно при любой ситуации. Это означало бы махнуть рукой и согласиться с тем поганым положением, в котором мы находимся. Мы категорически настаивает на изменениях Избирательного кодекса, и объясняем Европе, что иначе быть не может. И те же Ферерро-Вальднер и Солана сказали, что если ноября не будет изменений, то они займут совсем иную позиции по отношению к Беларуси. Надеюсь, в этот раз они будут придерживаться тех обещаний, которые дали.