Разработчики белорусской АЭС сознательно обрекают на смерть часть населения в случае аварии

21 сентября в Минске прошло заседание рабочей группы независимых экспертов-атомщиков и экологов, посвящённое вопросам влияния на окружающую среду будущей белорусской АЭС. Своё мнение по данному вопросу корреспонденту www.Euramost.org высказал российский физик-атомщик, представитель международной экологической группы «Экозащита» Андрей ОЖАРОВСКИЙ.

–Белорусские эксперты из государственных учреждений и заинтересованных в строительстве АЭС ведомств недавно представили некий документ, носящий предварительное название «Воздействие на окружающую среду Островецкой АЭС». Как вы оцениваете этот документ?

–Цель данного документа – доказать всем безопасность строительства в Беларуси атомной электростанции. Доказать это нужно всем. Потому что, по закону вашей страны должны пройти общественные обсуждения данного вопроса. Где простые люди могут обсуждать представленные разработчиками тексты. Ощущение от прочтённых текстов у меня достаточно печальное. Разработчикам не удалось доказать, что конкретно данная станция будет безопасной.

–В чём претензии?

–Представленные доказательства безопасности не соответствуют законодательству. Они не полны, кое-где они содержат откровенную ложь, кое-где есть умолчания. А кое-где разработчики «ошибаются». Причём, «ошибаются» они кое-где в десятки, сотни и тысячи раз. А если речь идёт о радиоактивных выбросах – это солидная цифра. И повод для того, что бы признать свою ошибку и попробовать доказать нам свою правду ещё раз. Хотя я считаю, что если будет дана честная оценка воздействия атомной станции на окружающую среду, то все поймут, что от этого проекта нужно отказываться.

–Конкретные примеры можно привести?

–Возьмём главу, где рассчитываются выбросы при максимальной проектной аварии. Данные аварии предполагают нарушение герметичности первого контура с выходом радиоактивности в окружающую среду. Так вот, по сравнению с уже случившейся один раз на однотипном реакторе водо-водяного типа аварии разработчики «Оценки воздействия» белорусской АЭС снизили выброс в 4 тысячи раз. И нигде не обосновывается, почему в Беларуси выброс будет в 4 тысячи раз меньший, чем это было при аварии в США. Есть ещё такое понятие, как запроектная авария. Это – полное разрушение реактора. Не важно, из-за чего: террористы постарались, самолёт упал на АЭС или из-за глупых действий операторов либо автоматики. В данном случае воздействие на окружающую среду у белорусов оказалось в 10 раз меньше, чем рассчитали специалисты Финляндии для такого же реактора. Или в 320 раз меньше, чем это было во время аварии такого же реактора в США в 1979 году.

–К чему могут привести данные расчётные занижения, если вдруг на уже построенной АЭС случится авария?

–Разработчики данного документа обрекают на смерть часть населения страны, если авария всё же произойдёт. Она, конечно, не обязательно должна произойти. Но такой шанс есть и им нельзя пренебрегать. Но из-за такого занижения расчетов существенно уменьшены зоны проведения мероприятий, как по эвакуации, так и просто по спасению населения. И данным документом не рекомендуется принимать никаких мер по спасению, поскольку утверждается, что никакая авария на белорусской АЭС не сможет оказать воздействия на территорию, большую, чем 3 километра от расположения реактора. К примеру, в той же Финляндии, где расчёты возможных выбросов при аварии совсем иные, всем жителям в радиусе 100 километров от АЭС на всякий случай раздают йодные таблетки. Ваши разработчики считают, что этого делать не нужно. Недостойная позиция.

–А как вы вообще оцениваете степень безопасности российских реакторов?

–Образование мне позволяет высказываться на эту тему. Но мнение о надёжности российских реакторов и без моих частных суждений опровергается опытом эксплуатации реакторов подобного типа, которые стоят в АЭС, построенной Россией в Китае в 2007 году. Так вот, после года эксплуатации они были остановлены на ремонт. Хотите российские реакторы – вы получите реактор, который вместо того, что бы производить электричество в течении года выйдет из эксплуатации и потребует ремонта. Таким образом, выбор проекта АЭС-2006 российской разработки никоим образом не обоснован. Белорусы доверились глянцевой рекламной продукции Росатома.

–Вы несколько раз упоминали в качестве примера аварию 1979 на АЭС в США, где стояли реакторы, подобные тем, что закупаем мы у России. Насколько они подобны – время то прошло?

–У этих реакторов не только дизайн практически не изменился, но и начинка: тот же самый корпус реактора, та же самая крышка, те же самые органы управления, те же самые циркуляционные петли для прокачки воды. Ничего нового с 50-х годов, когда впервые такие устройства стали использовать реакцию деления, не произошло. Технология старовата. А это должно наводить на мысли, что и не очень-то надёжна.

Дмитрий КРАМЧУК, Евромост