Куба выставила политзаключенных на продажу (фото)

Кубинские власти готовятся выгодно продать часть своих политзаключенных в обмен на размораживание экономической помощи Европы.

Кубинские власти могут выпустить на свободу и выслать из страны большую группу политзаключенных в результате договоренностей, которые предположительно достигнуты в ходе визита в Гавану министра иностранных дел Испании Мигеля Анхеля Моратиноса (Miguel Angel Moratinos). Куба, как в свое время Советский Союз, официально не признает наличие политических заключенных, все они сидят по уголовным статьям. Между тем Евросоюз обуславливает расконсервирование экономических связей с Гаваной именно положением в области прав человека на острове, и конкретно, судьбой 167 узников совести. Это самый низкий уровень со времен кубинской революции 1959 года, что составляет предмет тайной гордости братьев Кастро, которую, впрочем, не разделяют в Европе.

Газета El Pais пишет, что вопрос о том, выпустят ли кубинцы группу диссидентов или нет, уже не стоит — выпустят, таково общее мнение экспертов. Вопрос в другом: когда именно это произойдет и сколько человек удастся спасти испанскому министру. По одной из версий освобожденных диссидентов могут отправить с острова на самолете Моратиноса. Это произойдет в случае, если главе испанского МИД удастся обговорить важные детали плана с кубинским лидером Раулем Кастро. Встреча с ним в повестке визита Моратиноса не значится, но ожидается до конца среды.

В обмен на предполагаемое освобождение части узников Гавана ожидает не менее широкого жеста со стороны Объединенной Европы, а именно отмены так называемой «Общей позиции». Речь идет о соглашении 1996 года, в котором страны ЕС взяли на себя обязательство не развивать с Кубой экономического сотрудничества до тех пор, пока коммунистический режим не изменит политику в области прав человека. Среди европейских стран есть те, что наиболее жестко отстаивает эту позицию, это Германия, Польша и Чехия. Испания, как бывшая метрополия и страна, традиционно поддерживающая с Кубой наиболее тесные культурные связи, готова посредничать между Гаваной и остальными государствами Евросоюза.

Торг идет давно, и кубинские власти до сих пор проявляли готовность идти лишь на мелкие уступки, иногда освобождая из-за решетки то одного тяжело больного диссидента, то другого. Последний раз это случилось 12 июня, когда под домашний арест был переведен известный критик режима Ариель Сиглер (Ariel Sigler). Чтобы доставить его в дом, потребовались «скорая помощь» и носилки.

Из всех остающихся за решеткой судьба одного человека, Гильермо Фариньяса (Guillermo Farinas), вызывает особые опасения: вот уже 130 дней он держит голодовку, время от времени прерываемую мучительными процедурами насильственного кормления. Кубинские власти боятся, чтобы видный диссидент умер в заключении, но до сих пор категорически отказывались его освободить. Фариньяс объявил голодовку, настаивая на освобождении сорока других узников, которые страдают тяжелыми заболеваниями.

Во вторник испанский министр Моратинос выразил «убежденность в том, что визит даст позитивные результаты», приводило его слова агентство Reuters. Такого рода оптимистических заявлений от европейских политиков в отношении Кубы давно не было слышно, и сам факт подобных высказываний безошибочно свидетельствует о достижении предварительной негласной договоренности с братьями Кастро. Кубинское руководство не устроит улучшение двусторонних отношений с Мадридом. Диссидентов отпустят только в том случае, если Моратинос сможет гарантировать отмену «Общей позиции» всех европейцев.

В кругах кубинской оппозиции называют количество 40 человек: таково предельное число заключенных, которые смогут предположительно обрести свободу по итогу визита Моратиноса. Эти вычисления возникли не на пустом месте. По информации главы Кубинской комиссии по правам человека и национальному примирению Элисардо Санчеса (Elizardo Sanchez), — он сам неоднократно оказывался за свою правозащитную деятельность под арестом, — за последние дни примерно сорок политзаключенных неожиданно прошли медицинское освидетельствование в различных кубинских тюрьмах. Это обычно предшествует выходу на свободу.

Во время полугодового председательства Испании в ЕС (оно завершилось в июне), Мадрид пытался убедить остальные государства Евросоюза в необходимости проведения более гибкой политики в отношении Кубы. Успех этой миссии оказался под угрозой из-за гибели 23 февраля в кубинской тюрьме диссидента Орландо Сапаты Тамайо (Orlando Zapata Tamayo), державшего «сухую» голодовку.

Кубинского диссидента Ариеля Сиглера под домашний арест привезли из тюрьмы на «скорой»

bfm.ru