Андрей Санников: Готовность общества к переменам ощущается физически и психологически

Лидер гражданской кампании "Европейская Беларусь" Андрей Санников дал интервью российскому изданию "Сегодня.ру"

– Началась президентская кампания довольно странно: слишком ранняя дата выборов, внезапное решение о ее начале… Как она проходит? Есть ли шанс на победу у оппозиции? Готовы ли оппозиционеры выдвинуть единого кандидата?

– Ничего странного здесь нет. Лукашенко до сих пор утверждает, что на референдуме 1996 года народ добровольно проголосовал против того, чтобы финансирование всех ветвей власти осуществлялось гласно и только из государственного бюджета, тем самым узаконив тайный бюджет главы государства, так называемый президентский фонд. С тех пор он и считает, что народ не достоин получать важнейшую информацию о жизни государства. Поэтому у нас нет достоверной статистики, о ценах на энергоносители мы узнаем из российской прессы… Так и с выборами. Зачем людям в Беларуси знать, когда состоятся выборы главы государства?

Объявление нынешних выборов – это настоящий фарс. Службы по распространению слухов работали в поте лица где-то с апреля этого года: «вот-вот выборы будут объявлены», «всем чиновникам запретили отпуска в мае, затем в июне, затем в июле…» и т.д. и т.п., назначение одной внеочередной сессии парламента, затем другой…

Мне было понятно, что Лукашенко назначит выборы досрочно. Понятно было, что дата выборов будет приближена к 25 декабря, т.е. к рождественским праздникам на Западе. Логика тоже понятна: быстренько заткнем рот Западу – не захотят они подымать шум перед каникулами, а потом и Россия уйдет в праздники, вот Лукашенко и удержится. Не учел он одного: большинство белорусов, как написал российский журнал «Новая политика», хотят войти в Новый год с новым президентом.

Меня дата устраивает. Все по прогнозу. Сбор подписей и агитация приходится на осень. Студенты в городах, погода радует.

Кроме того, выборы в декабре означают, что Лукашенко не питает иллюзий договориться с руководством России, например о ценах на энергоносители. Он знает, что при нем уровень жизни народа в следующем году резко ухудшится.

Оппозиция готова сменить власть, и, поверьте, у нас очень высокая степень координации. Все готовы отстаивать на улице результаты выборов, которые явно будут не в пользу Лукашенко.

– Каково сейчас реальное положение дел в стране?

– Лукашенко перессорился со всеми соседями и партнерами. Его «экономическое чудо», основанное на дешевых российских энергоносителях, потерпело крах. Уровень жизни белорусов ухудшается, быстро растет отрицательное сальдо во внешней торговле, стремительно увеличивается внешний долг Беларуси. У него нет ответов на вызовы времени, и чтобы удержаться у власти он прибегает к испытанным методам – подавлению независимой прессы, запугиванию народа. Но за 16 лет люди устали от его правления.

Перемены в Беларуси необходимы всем – от рабочих до чиновников. Готовность общества к переменам ощущается физически и психологически.

– Вы возглавляете движение «Европейская Беларусь», которое ставит своей целью вступление страны в ЕС. Вы не представляете Россию и Беларусь в составе единого государства? Почему? Какими Вы видите в перспективе двусторонние отношения?

– Россия и Беларусь всегда были и останутся соседями и партнерами. Мы нужны России, так же как и она нам. История «союзного государства» – это история конфликтов. Я не вижу никаких препятствий решать вопросы двусторонних отношений без искусственно созданной надстройки «союза». Более того, на мой взгляд, «союз» использовали недобросовестные чиновники и бизнесмены для собственной выгоды, а не для пользы двух народов. В перспективе я вижу отношения Беларуси и России как отношения стратегических партнеров, двигающихся к европейским стандартам и соблюдающих договоренности. Кстати, в реализации этих европейских стандартов Россия ушла далеко вперед по сравнению с Беларусью.

– Хотя есть и недовольные президентом, многим фигура Лукашенко представляется безальтернативной, как говорят белорусы: «Выбирать все равно больше некого». Можно ли изменить эту ситуацию?

– Выдающимся государственным деятелем Лукашенко был только в государственных СМИ Беларуси, которые зачастую тиражировала и российская пресса. На самом деле, он сумел воспользоваться распадом СССР для своей собственной выгоды, но не во благо народа Беларуси.

Белорусы во все времена были умными основательными и хозяйственными людьми, но только при Лукашенко почему-то «выяснилось», что без него они ни на что не способны. Население Беларуси за время правления Лукашенко сократилось на 700 тыс. человек, но даже после этого вряд ли стоит думать, что среди девяти с половиной миллионов не найдется ни одной достойной альтернативы. После развала Советского Союза у Беларуси были гораздо лучшие стартовые позиции, чем у всех ее соседей. Сегодня средняя зарплата в Польше в пять раз больше, чем в Беларуси. Весьма сомнительное достижение для «выдающегося государственного деятеля».

Несмотря на все усилия Лукашенко, белорусы не потеряли возможность критически мыслить и трезво оценивать результаты его правления. Вот только выборов у нас давно нет, но бороться за власть мы будем и шансы на победу очень велики.

– Российская оппозиция несостоятельна без поддержки извне. Имеет ли белорусская оппозиция поддержку в народе? Готовы ли люди пойти на изменение политического лица страны?

– Наверно, вам лучше известны промахи или удачи российской оппозиции. У нас есть поддержка в народе. Белорусская оппозиция проводила акции протеста, в которых участвовали десятки тысяч человек, и это в условиях полной информационной блокады. У нас нет возможности донести до народа свои предложения посредством радио, телевидения и многотиражных газет, которые полностью контролируются режимом Лукашенко. Но мы живем в 21-м веке. Объединять сторонников нам помогает Интернет и другие достижения цивилизации. Имена оппозиционных лидеров, действительно, известны сегодня не всем, но люди активно ищут альтернативу Лукашенко, а с приближением даты выборов эти процессы будут все более активизироваться.

– Недавно при загадочных обстоятельствах погиб журналист Олег Бебенин. Известно ли Вам что-нибудь о ходе расследования обстоятельств его смерти?

– Несмотря на то, что соответствующие органы поспешили объявить официальной версией самоубийство, они начали рассматривать другие версии. Друзей Олега вновь стали вызывать в прокуратуру. ОБСЕ приняла предложение властей направить в Беларусь экспертов-криминалистов. Я надеюсь, что это поможет собрать необходимую информацию, но установить правду мы сможем только после смены власти в Беларуси.

– Если выиграете президентскую кампанию, признаете Вы независимость Абхазии и Южной Осетии?

– Я против признания Южной Осетии, Абхазии и Косово. Как дипломат считаю, что это может спровоцировать серьезные конфликты в будущем. К примеру, и осетины, и албанцы уже имеют свои государственные образования и рассчитывать, что Косово и Южная Осетия останутся самостоятельными государствами, не приходится.
Поверьте, для отношений Беларуси и России этот вопрос не является главным. Это отголоски борьбы сверхдержав, а мы хотим выстроить с Россией новые отношения. На мой взгляд, для России крайне важно установить стратегическое партнерство с Евросоюзом. В этом плане и Беларусь, и Украина могут сыграть ключевую роль. И от этого выиграют все.

“Сегодня.ру” Беседовала Мария Соловьева