Беларусь как вызов Европе

"Никто не мешает ЕС начать интеграцию беларусского общества и помочь ему уже сейчас стать частью европейского сообщества. Почему бы, не признав Беларусь неотъемлемой частью Европы, не помочь ее гражданам стать европейцами?"- пишет журнал "Новая Европа"

Активные обсуждения того, что ЕС мог бы сделать для Беларуси после событий декабря 2010 года и чего он не сделал, не стихают.

Размышляя о судьбе беларусского народа в данный период времени, можно сказать, что с одной стороны сегодняшний политический режим – это цивилизационный вызов для нас, беларусов. И от того, примем ли мы его, ответим ли на него, зависит наше историческое будущее. Если же беларусы смирятся с существующим порядком вещей, скажут со свойственной им привычкой: «а может так и надо», то Беларусь не только не станет исторической нацией, но и потеряет свою государственность.

Мы, беларусы, боремся с существующим режимом, со злом в собственном доме, в собственной стране. Конечно, многие наши граждане (одни под воздействием официальной пропаганды, другие в силу привычки) убеждены в том, что Лукашенко – воплощение добра, а все кто с ним борется – враги. Увы, так было всегда и так будет.

Ян Гус, сгорая на костре инквизиции, увидев, как старая женщина подбрасывает хворост в огонь, произнес: «Святая простота».

Такие люди свято будут верить и в то, что Ад – это Рай, и сам святой Петр не переубедит их в этом. Но те, кто знает, где белое, а где черное, и выступает на стороне Белого, наивно надеется на то, что кто-то сможет решить наши проблемы за нас и перекрасить весь мир в белый цвет. То, что зло торжествует в нашей стране, не может быть сведено только к политическому режиму. Его сила и жестокость – в нашей слабости и разобщенности.

Мы сами творцы собственной истории, собственных лидеров, а не Восток или Запад. И мы должны рассчитывать только на свои силы, на свой народ, от которого представители демократического сообщества все еще далеки и который для них все еще чужд и непонятен. Но это не означает, что пока народ спит, мы не должны бороться, страдать, умирать. Если мы ничего не будем делать, то народ вряд ли пробудится от иллюзий хорошей жизни, и тогда другим поколениям придется делать то, чего не сделали мы. Только так, мы станем историческим народом.

Все сегодняшние действия Европы по отношению к беларусскому режиму – визовые санкции и финансирование третьего сектора – половинчатые и неэффективные. Это словно вялая отмашка от назойливой букашки, которая своим жужжанием напоминает о правах человека, свободе совести, о живых людях, сидящих в казематах, это попытка откупиться от тех, кто ждет и требует более жестких действий.

Визовые санкции – это просто смешное и показушное решение, которое уж точно не напугает режим и его сторонников, как в принципе и финансирование третьего сектора в Беларуси.

Европейский Союз, в конце концов, должен определиться и ясно высказать свою позицию по поводу того, является ли Беларусь частью Европы не как географическое, а как политическое и культурное пространство, и не прикрываться формулами политической корректности и не бубнить что-то неопределенное о будущем. Это должно быть заявлено официально и лучше всеми сразу, чтобы это не было частным мнением Кэтрин Эштон, Мануэля Баррозу, Хермана ван Ромпёя или Ежи Бузека и не передано где-то кому-то в кулуарах европейских институтов или на конференциях, посвященных проблемам Восточного партнерства.

Проблемы Беларуси должны стать общеевропейскими

Конечно, кто-то скажет, что сами беларусы должны решить, является ли Беларусь европейской страной, – и будет прав. К этому я бы добавил, что каждый должен прежде всего говорить сам за себя, а не за весь народ, что такое Беларусь и готова ли она к тому, чтобы стать политической частью Европы. Сейчас в стране мы имеем ситуацию, когда лишь один человек от имени всех, узурпировав это право, распоряжается судьбой нашего государства, убеждая в том, что наш путь не европейский, а где-то между, чуть ближе к России. Лично я, как гражданин Беларуси, высказывая свое мнение, считаю, что Беларусь является европейской страной и должна быть в ЕС.
Не знаю, будет ли уместным добавить, что в соответствии с социологическими опросами значительная часть беларусов (от 35% до 40 %) убеждена в том, что Беларусь должна интегрироваться в ЕС, и это несмотря на постоянное внушение государственной пропагандой совершенно другой точки зрения.

Уверен, что при иных информационно-политических условиях в Беларуси желающих интегрироваться в ЕС было бы гораздо больше.

если Европейский Союз найдет в себе силы и смелость заявить, что Беларусь – это неотъемлемая часть Европы, то ситуация в нашей стране перестанет быть только и исключительно нашей внутренней проблемой, она станет общеевропейской. В этом случае и политика по отношению к Беларуси, к беларусскому народу и беларусскому режиму станет ясной и понятной для самой Европы.

В другом свете предстанет и вопрос о европейской интеграции. В нынешних политических условиях по причине нежелания режима невозможно осуществить политическую интеграцию Беларуси в ЕС. Но никто не мешает и не может помешать ЕС начать интеграцию беларусского общества и помочь ему уже сейчас стать частью европейского сообщества. Почему бы, не признав Беларусь неотъемлемой частью Европы, не помочь ее гражданам стать европейцами?

Не хотелось бы, чтобы все свелось к вопросу: «Что Европа может сделать для нас и дать нам?» Важно другое: что мы, беларусы, и Беларусь можем дать Европе? Быть может, мы сможем мотивировать европейцев думать другими категориями, главными среди которых будут не газ и нефть, а на самом деле права человека и свобода духа, за которые и теперь можно и нужно сражаться.

Быть может, мы сможем обнаружить то, что и в XXI веке есть место героизму. Быть может, приняв вызов Беларуси, объединенная Европа перейдет на новый уровень своего цивилизационного развития.