Расправа над Санниковым. День второй

(обновляется) В суде Партизанского района сегодня продолжилось рассмотрение уголовного дела против кандидата в президенты Андрея Санникова.

Судебная расправа над Андреем Санниковым началась 27 апреля.

По свидетельству независимых наблюдателей и правозащитников, на тех избирательных участках, где не удалось допустить фальсификацию выборов, безусловно и с большим отрывом побеждал именно Санников.

По мнению независимых наблюдателей, по этой причине ему не было смягчено обвинение, и лидер гражданской кампании «Европейская Беларусь» обвиняется по суровой 293-й статье Уголовного кодекса – организация так называемых массовых беспорядков. Ему грозит до 15 лет лишения свободы.

Лидер оппозиции находится в СИЗО КГБ с 19 декабря 2010 года. Состояние его здоровья вызывает большие опасения. Накануне ареста он был жестоко избит и травмирован спецназом.

В суде Партизанского района вместе с делом Санникова начали рассматривать дела молодежных активистов Ильи Васильевича, Олега Гнедчика, Федора Мирзаянова, Владимира Яроменка. Во время процесса их посадили вместе с кандидатом в президенты в клетку.

На процессе Андрей Санников подчеркнул, что акция 19 декабря 2010 года была абсолютно мирной. Белорусы протестовали против фальсификации итогов президентских выборов. Согласно реальным результатам выборов должен был пройти второй тур.

Санников заявил, что на площади Независимости была организована провокация с битьем стекол Дома правительства. Он призывал прекратить насилие, в то время как милиция провокации не препятствовала, а фиксировала все на видео.

Кандидат в президенты не признает вины. Он заявил, что дело имеет ярко выраженную политическую окраску и призвал суд действовать в соответствии с законом и международным стандартами.

17:50

В суде объявлен перерыв до 10:00 29 апреля.

17:30

Судья удовлетворила ходатайство вызвать в суд спецназовца Каштоланова и медицинского эксперта. Эксперт в течение месяца ждал, когда Каштоланов придет засвидетельствовать свои повреждения. Но тот так и не появился.

17:20

Изучается второй том дела, экспертизы госпиталя МВД с диагнозами спецназовцев.

17:15

На одном из протоколов допроса нет подписей. Адвокат просит вызвать этого милиционера в суд, а также вызвать еще ряд милиционеров. В том числе того, который на предварительном следствии показал, что видел на площади пламя. А также тех, которые видели задержания и могли бы сообщить, было ли что-то в руках задержанных демонстрантов. Судья удовлетворила ходатайство частично. Суд повторно вызовет двух пострадавших милиционеров.

17:00

Обвинитель Загорский закончил зачитывать письменные показания. Милиционер Давидович, который переведен в Минское областное управление милиции, не пришел на заседание. Суд решил повторно его вызвать. А также вызвать еще двух спецназовцев, находящихся на амбулаторном лечении.

16:15

Письменные показания написаны словно под копирку: про то, как cпецназовцы «несли службу» 19 декабря, как прибыли на площадь Независимости и как неизвестные лица из числа митингующих нанесли им удары, преимущественно в колено, после чего они обращались либо не обращались за медицинской помощь. Фамилии людей, которые сидят на скамье подсудимых, в этих показаниях не упоминаются. Будет зачитано 21 такое показание.

15:45

Выступает еще один милиционер Скороход.

Подсудимый Мирзоянав спросил у него: «Почему вы не задержали тех людей, которые били стекла в Доме правительства?»

Скороход: «Существует определенная тактика. Наверное, так надо было».

Ответ Скорохода о том, как выглядит боевой порядок спецназа: «Боевой порядок напоминает форму клина», вызвал смех в зале.

Вызывалась в суд всего 29 пострадавших, из них было опрошено восемь. Большое количество пострадавших спецназовцев сейчас находятся в отпуске за 2011 год за пределами Минска, еще два лечатся, один переведен в другое место службы, поэтому явиться не могут – зачитала судья письмо из полка спецназа и заявления самих пострадавших, что не могут явиться в суд.

Заявления подписаны 26 апреля. Суд решает, можно ли вместо допроса зачитать показания потерпевших на предварительном следствии. Адвокаты против.

Судья решила признать неявку и зачитать показания потерпевших на предварительном следствии.

15:00

Следующий потерпевший – Виталий Пилипейко, также боец спецназа милиции, который участвовал в разгоне Площади. Демонстранты якобы поставили ему подножку, повалили и потащили в толпу. «Лично мне угрожали убить, проводили пальцем по горлу», – сказал Пилипейко.

14:40

Следующий потерпевший – Алексей Сакач, боец спецназа. Говорит, что на Площади нанесли удар по руке чем-то тяжелым. Кто это сделал, он не заметил.

14:15

Допрашивают бойца спецназа Игоря Зинкевича. Пострадавший видеоператор МВД Сорока тем временем отпросился и пошел в Октябрьский суд. Он и том процессе потерпевший.

Зинкевич рассказывает ранее уже озвученную историю о том, что неизвестные на площади распылили на него пену с огнетушителя. Другого «оружия» у демонстрантов он не видел. В итоге у него были зафиксированы ожоги дыхательных путей. Его госпитализировали.

14:00

Процесс возобновился. Продолжается допрос потерпевших. В зал пришли еще четыре спецназовца, известные по прежним процессам.

12:55

Объявлен перерыв до 14.00

12:30

Санников спросил, была ли сотрудникам милиции поставлена задача предупреждать нарушения, или только фиксировать? Сорока говорит, что ему поручили только фиксировать.

12:00

Следующий свидетель – Юрий Сорока, милиционер Советского РУВД Минска

19 декабре Сорока работал на площади в штатском, фиксировал на видео нарушения в колонне демонстрантов. Когда началось движение на площадь Независимости, он не заметил, кто возглавил колонну, и кто призывал идти к Дому правительства.

11:30

Лопат, арматуры, бутылок с зажигательной смесью на Площади свидетель-милиционер не видел, поджогов тоже.

11:25

Еще один «потерпевший» – спецназовец Денис Гуща.

Гуща рассказал, что во время разгона демонстрации на площади Независимости получил удар чем-то твердым в район левого коленного сустава, наколенник не помог избежать травмы. Также обращался к врачу, но ничего серьезного не обнаружили.

10:47

Следующий потерпевший – спецназовец Александр Волков.

Волков рассказал, что во время разгона демонстрантов на Площади Независимости 19 декабря его ударили ногой по правому колену, кто конкретно его бил, не помнит.

После удара он оставался в ряду до конца зачистки Площади, а утром обратился за медицинской помощью.

Волков сказал, что он слышал, как люди кричали «Долой милицию».

Санников на это отреагировал: «Люди кричали другое: «Милиция с народом».

Волков на вопрос адвоката ответил, что после удара у него осталась на колене «царапина» и в госпитале МВД его никак не лечили, а дали только устную консультацию.

10:45

Судья отпустила Лущика продолжать «службу» – ему надо идти рассказывать про свою травму в Октябрьском районном суде.

10:30

Призывов милиции к демонстрантам разойтись пострадавший не слышал, так как в ушах в шлеме слишком громко работала рация.

Санников отказался задать вопрос пострадавшему: «Нет вопросов, есть сожаление».

Чем ударили его в ягодицы, пострадавший не помнит, говорит только, что это был сильный удар. Не исключает, что это мог быть удар ногой.

Адвокаты расспрашивают о деталях событий на крыльце Дома правительства. Выясняют, почему милиция не прекращала противоправные действия? Сколько человек было на крыльце Дома правительства, пострадавший точно не знает. Почему милиция не остановила тех, кто вредил имущество, потерпевший не знает. «Я не помню, я находился в шлеме. Я ни к кому ничего не применял», – оправдывается Лущик.

Сколько человек из митингующих применяли черенки, пострадавший не помнит.

Адвокат: Какой сопротивление вам оказывали митингующие?

Лущик: Несколько раз пытались прорваться, били черенками. Я не видел, как спецназ применял дубинки. Команды применять спецсредства к митингующим я не слышал.

10:08

Начался допрос потерпевших. Первый – заместитель командира роты спецназа милиции Сергей Лущик. Во время разгона он получил гематому на ягодице.

Лущик рассказывает о том, как проходила служба 19 декабря. В 22.00 по рации поступила команда выехать на Площадь независимости. Был экипирован в шлем, бронежилет, щитки на руках и ногах. При попытке проникновения к Дому правительства ему приказали оттеснять толпу.

«Я был за щитами сотрудников. На площади было много народу, били стекла, группа людей стояла у входа, человек 30, в том числе репортеры. Несколько человек из наших поскользнулись, я схватил одного поднять, в этот момент неизвестный человек замахнулся ледорубом, я наклонился, первый раз ударили черенком по спине, второй удар пришелся в ягодицы. Я упал».

10:03

На заседание пришли «пострадавшие» спецназовцы. Пока их в зале трое – молодые мужчины крепкого телосложения.

10:00

Процесс возобновился

9:55

Фото-видеосъемку в зале суда сегодня не разрешили. На процесс из журналистов в первую очередь пропускали представителей государственных СМИ.

9:50

Людей запустили в зал. Здесь родственники подсудимых, дипломаты стран Евросоюза, правозащитники. Из политиков – Юрий Ходыко.