Унтер Пришибеевы

Вновь настали времена унтер Пришибеевых.

Помните, нам в школе много рассказывали, как Чехов творчески развил образ гоголевского Держиморды — человека, тупо стоящего на защите власти? И, наверное, через все сочинения проходила знаменитая цитата: «А ежели беспорядки? Нешто можно дозволять, чтобы народ безобразил? Где это в законе написано, чтоб народу волю давать?» Цитата — как приговор одержимому служаке, достойному только презрения.

Но сочинения — сочинениями, а в реальной жизни так быстро и так много нашлось желающих дело унтер Пришибеева подхватить и развить, что остается только удивляться: чему их в школе учили?..

На районах сейчас днем пустые магазины, потому что люди боятся пресловутых «андроповских облав». На заводах рабочие не могут попасть в заводоуправление, потому что в течение рабочего дня выходить за проходную не положено. В исполкомах мелкие чиновники даже после того, как стрелка отсчитала последнюю рабочую минуту, боятся покидать кабинеты, потому что из уст в уста передается страшная история: «Это наказуемо».

История, кстати, правдивая. В день «контрольного замера» в Слуцком райисполкоме 33 работника покинули рабочие места в период с 17.01 до 17.04, то есть сразу после окончания рабочего дня. Никакого нарушения в этом, конечно, нет, но Госконтроль, видимо, стоял с секундомером и шум поднял на всю республику. Мол, есть над чем задуматься, надо пересмотреть трудовую нагрузку! Ясное дело, что в других исполкомах под тот замес, под каким ни за что ни про что оказались случчане, попасть не хотят. Вот и сидят по кабинетам даже после рабочего дня, ждут отмашки…

У одних запретили пить чай-кофе вне обеденного перерыва, и отдали приказы, чтобы даже кружки на столе не стояли. У других в рабочее время теперь нельзя разговаривать по мобильнику… Что ни госпредприятие, то свои «выкрутасы». Просто диву даешься: как дело надо делать – паралич власти, как ерунду какую-нибудь придумают, то откуда только берутся и энергия, и фантазия, и азарт?!

Заправляет всем, как известно, Комитет государственного контроля во главе с председателем. Ничтоже сумняшеся, ведомство Александра Якобсона докладывает, где и какой врач на 5-10 минут задержал прием, где без внятной причины доктора находились не в своих кабинетах… А я в этой связи выскажу крамольную идею: в отличие от врачей, некоторым деятелям на работу лучше вообще не ходить — будет больше пользы и госказне, и людям.

Помнит ли Александр Серафимович Якобсон, с недавних пор — главный контролер, но ранее — первый зампред Гомельского горисполкома, потом мэр Гомеля, потом губернатор Гомельской области, что в его родном городе только 19% детей признаны практически здоровыми, а в среднем по Беларуси этот показатель чуть меньше 30%?

А докладывали ли ему, что в Минске, где больных детей все-таки меньше, есть три городских детских больницы и один детский хирургический центр?

При этом в Гомеле, которым так успешно руководил Якобсон, городской детской больницы нет вообще, а областная переполнена донельзя. Хотя Гомель — второй по величине после Минска, детей где-то 90 тысяч, и они, как показывает статистика, болеют. Однако за неимением больницы детские отделения раскидали по разным взрослым стационарам, что, как вы понимаете, не есть хорошо.

Знает ли Александр Серафимович, что когда недавно гомельские депутаты решили заняться проблемой детской заболеваемости и пошли по поликлиникам, то в одной их встретили, как обычно, показушными пустыми коридорами. Но в другой все-таки обрисовали ситуацию. И, например, выяснилось, что на весь областной центр нет ни одного (!) детского ортопеда-травматолога. Именно по этой причине в городе в прошлом году детям было сделано всего семь ортопедических операций, в то время как в менее населенном Могилеве — более 700, в Витебске — почти 500… А вот гомельских детей, о которых так заботился господин Якобсон, что дослужился до главного контролера страны, надо везти в Минск, потому что в родном городе им помочь не могут. И, конечно, не всегда довозят, потому что далеко и дорого.

Отловить врача, который опоздал на пять минут к началу приема – это государственная задача, забота о дисциплине, и тут Якобсон со своей армией всех на заметку берет и во все СМИ докладывает. Шум стоит на всю страну: «Дисциплина, порядок, власть…». Но на чьей совести будут гомельские больные дети, которым вовремя не была оказана помощь? Госконтроль не интересует этот вопрос?

Ничего хорошего нет в солдафонских порядках. Ничего умного не сделали те, кто, получив дурной приказ на применение «андроповских мер», тупо взял под козырек. То, что происходит сейчас в Беларуси, — позор и демонстрация того, как любая хорошая идея может быть доведена до абсурда. Только это и умеют унтер Пришибеевы (еще Чехов писал) — орать дурным голосом: «Наррод, расходись! Не толпись! По домам!» А вот нормальную больницу для детей построить им не по силам.

От автора: все данные о детской заболеваемости в Гомеле взяты из местных государственных СМИ. Они если и приврали, то в сторону сглаживания проблемы.