Дмитрий Бондаренко: «Европа нас убивает своей жадностью»

Политзаключенный рассказал об издевательствах в СИЗО КГБ и оценил последние действия Евросоюза в отношении режима Лукашенко.

18 июля координатор гражданской кампании «Европейская Беларусь» Дмитрий Бондаренко встретился в следственном изоляторе МВД со своей супругой. По счастливой случайности во время свидания Дмитрий Бондаренко впервые за 8 месяцев содержания под стражей смог увидеть кандидата в президенты Андрея Санникова, доверенным лицом которого он был на президентских выборах. Дело в том, в этот же день прошло свидание у Андрея Санникова с его супругой Ириной Халип. Свидания положены после рассмотрения кассационных жалоб на приговор (они прошли у политиков в один день, 15 июля; приговоры оставлены без изменений) и перед этапированием в колонию. Жены обоих политзаключенных пришли в СИЗО на Володарского одновременно, и когда Санникова и Бондаренко вели в кабинки для свиданий, они смогли увидеться и даже переброситься несколькими словами друг с другом.

Дмитрий Бондаренко, который из-за серьезного заболевания позвоночника сейчас находится в Республиканской тюремной больнице, рассказал жене о чудовищных условиям содержания в СИЗО КГБ, которые спровоцировало у него воспаление грыжи межпозвоночного диска, защемление спинных нервов, парез одной ноги и угрозу обездвижения второй.

«Дима сказал, что политзаключенных пытаются сделать инвалидами. Задача властей – уничтожить их морально и физически. По его словам, впервые он просил оказать ему квалифицированную медицинскую помощь в конце февраля еще в СИЗО КГБ, а первую помощь ему оказали только 22 июня уже в СИЗО МВД. Он потерял здоровье в первые два месяца нахождения в тюрьме КГБ, когда бегал с матрасом и двумя сумками по лестнице во время постоянных обысков, когда стоял на растяжке по часу, а то и по два. Все время нахождения в тюрьме КГБ у него не было спального места, и он спал на досках на холодном полу. Камера была без туалета, и это была настоящая пытка», – рассказала сайту charter97.org жена политзаключенного.

«Когда Дима говорил надзирателям в СИЗО КГБ, что он почти инвалид, ему отвечали «Ты еще не инвалид!», – передает слова мужа Ольга Бондаренко.

Сейчас, когда Дмитрий Бондаренко находится в Республиканской тюремной больнице, которая располагается на территории СИЗО МВД, его положение улучшилось не намного. Бондаренко перевели в камеру, в которой содержатся больные ВИЧ-инфекцией и гепатитом С. Медики даже не предупредили политзаключенного и не рассказали о необходимых мерах, чтобы избежать заражения.

Бондаренко пока не знает точной даты своей операции на позвоночник, но говорит, что это должно произойти в ближайшее время. Напомним, что администрация СИЗО МВД ультимативно заявила, что политзаключенный должен либо отправляться в колонию, либо ложиться на операцию. В консультации нейрохирурга ему отказано.

Дмитрий Бондаренко также выразил обеспокоенность, что, получая в изоляторе МВД независимую прессу, он почти не видит там материалов о людях, которых находятся в заключении за акцию протеста против фальсификации выборов.

«Получая «Народную волю», «Нашу Ніву», «Белорусы и рынок», «Белгазету», Дима был удивлен, что о тех, кто после событий 19 декабря оказался на свободе, гораздо больше материалов, чем о тех, кто сегодня находится в тюрьме и чьей жизни сегодня угрожает реальная опасность», – рассказала Ольга Бондаренко.

Действительно, сегодня независимые белорусские газеты пишут больше, например, о Владимире Некляеве, Андрее Дмитриеве или Виталии Рымашевском, чем об Андрее Санникове, Дмитрии Бондаренко и других узниках совести. «А ведь в тюрьмах так важно, когда о политзаключенных пишут в газетах. Ведь там все читают независимую прессу. Это дает определенную защищенность и самое главное – поддерживает дух», – говорит Ольга Бондаренко.

Координатор «Европейской Беларуси» также прокомментировал последние действия Евросоюза в отношении диктаторского режима Лукашенко.

«Европейская жадность губит Беларусь. Против диктатуры надо вводить реальные экономические санкции. Вот сейчас отменили пошлины на белорусские калийные удобрения. Евросоюз сегодня основной торговый партнер белорусской диктатуры. Получается, что они с одной стороны делают заявления протеста, с другой – фактически убивают политзаключенных своей жадностью», – передала Ольга Бондаренко слова мужа.

Дмитрий Бондаренко был арестован в ночь с 19 на 20 декабря 2010 года после разгона мирной демонстрации протеста против фальсификации итогов президентских выборов. В ходе так называемого следствия координатору «Европейской Беларуси» изменили статью обвинения на «организацию и подготовку действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них» (ст. 342, ч.1 УК РБ). Политик приговорен к двум годам колонии общего режима. Дмитрий Бондаренко – единственный, кто за события 19 декабря приговорен по этой статье к лишению свободы. Все остальные, кому переквалифицировали статью, приговорены к условным срокам.