Власть безвластия в Беларуси

Свой взгляд на текущую ситуацию в Беларуси излагает в своей новой статье сотрудник Братиславского Фонда Маршалла, бывший министр иностранных дел Словакии Павол Демеш.

У Александра Лукашенко, казалось бы, всемогущего белорусского диктатора, есть проблема. После недавнего погрома, когда десятки ключевых политических оппонентов, в том числе кандидатов в президенты, были брошены за решетку, он думал, что он контролирует все возможные акции протеста против его авторитарного правления. Но похоже, что он недооценил смелости и крэативнасти своего народа и внимания международной демократической общественности. Сегодня этот последний по-настоящему тоталитарный режим в Европе сталкивается с широким кругом проблем – от экономического кризиса и гражданского неповиновения до глобальной изоляции.

Несколько важных событий, как в Беларуси, так и за рубежом, бросают вызов Лукашенко, его службам безопасности и пропагандистскому аппарату. Искусственное социально-экономическое «чудо», которое существовало до недавнего времени при поддержке прагматичной России, подходит к концу, и народ Беларуси начинает ощущать последствия углубления финансового кризиса. Спасательные усилия Международного валютного фонда и Европейского Союза не очень реальны, поскольку подразумевают решительные реформы и соблюдение прав человека. Кроме того, сообщения от политических заключенных за решеткой, многие из которых были подвергнуты пыткам, разрушают образ Лукашенко как заботливого отца нации. Белорусские женщины – жены, дочери, матери, сестры и подруги политических заключенных стали политической силой, которую даже белорусские спецслужбы не в состоянии полностью контролировать.

Другие ранее пассивные люди – простой народ, в том числе много молодежи – используют для самоорганизации социальные сети. В стране с принудительным порядком они вышли на неконтролируемый протест, хлопая в ладоши в общественных местах, к чему силы безопасности были плохо подготовлены. В крупных городах по всей стране люди, объединенные через Интернет, собирались на площадях и бульварах и, не выражая политических лозунгов, ходили и хлопали в ладоши в знак политического протеста. Полиция и сотрудники спецслужб, одетые в штатское, жестоко подавляли эти марши протеста, сотни людей за хлопанье в ладоши были избиты и брошены за решетку.

Кроме социально-экономического протеста и гражданского неповиновения, Лукашенко и его команда сталкиваются с проблемами за рубежом. Соседняя Россия, влиятельная сила, больше не покупается на лукашенковскую панславистскую риторику и предпочитает иметь дело с Беларусью на рыночных принципах. Соединенные Штаты по-прежнему резко критикуют Минск, а Евросоюз – в настоящее время под председательством соседней Польши – достиг консенсуса в политике санкций после нескольких лет экспериментов. По сути, большая часть демократического мира сегодня является «зоной, запрещенной для полетов» для Лукашенко и около 200 из его ближайших последователей. Им запрещены поездки в 27 стран ЕС, а их активы заморожены.

Кажется, что Лукашенко до сих пор живет в мире фантазий, полагая, что он сможет преодолеть такие сложные внутренние и международные проблемы. Но эти последние тенденции свидетельствуют о том, что даже его сторонникам следует готовиться к жизни после ухода их страшного лидера. Можно ожидать, что все больше и больше людей будут собираться на белорусских улицах и площадях в знак протеста против человека, который нарушил основные принципы и изолировал свою страну. Даже если пока это приводит к жертвам, наступает время, когда народ Беларуси будет свободно хлопать в ладоши в общественных местах и ​​приветствовать своих настоящих лидеров.