Белорусское чудо опять “кинуло” население на валюту

Вся страна с нетерпением ждала исторических решений белорусских руководителей по ликвидации валютного кризиса.

Большая масса людей до сих пор не может понять, почему как карточный домик рушится широко разрекламированная белорусская модель, экономическое чудо, которое казалось почти незыблемым.

Проанонсированное как мегасовещание “по валюте”, мероприятие действительно прошло под занавес прошлой недели, 25 августа, но оказалось абсолютно рядовым, даже скучным и не очень содержательным. Власти вошли в образ глубокой задумчивости. Внешне ничего не произошло.

Государство назвало “ненужным” единственный доступный белорусам способ спасти свои сбережения. Ведь конца росту цен не видно. Нынешняя инфляция в 50,3% (на 24 августа) – далеко не предел, хотя бы просто потому, что рубли печатают, а валюта сильно растет в цене.

А многие верили, что «чудо» возродится по какой-то волшебной команде в конце августа, и все будет, как раньше…

Moody’s и банковский дефолт – где взять миллиарды?

Совещанию предшествовало много разноплановых событий, главным из которых стал прогноз развития белорусской экономики, опубликованный агентством Moody’s. На самом деле, даже два прогноза – плохой и еще хуже.

Плохой вариант предполагает некоторое ухудшение показателей деятельности белорусских банков к концу 2012 года с сохранением рейтингов “В3”: проблемные активы вырастут до 15%, достаточность собственного капитала снизится до 4%, потребуется рекапитализация на 1 млрд долларов. Это возможно при условии внешних заимствований или поступления средств от приватизации и либерализации курсообразования.

Однако все происходящее в стране заставляет думать, что худший вариант более реален. Он предусматривает сохранение дефицита инвалюты из-за ужесточения валютного регулирования, недостаточное ужесточение монетарной политики с целью сохранения внутреннего спроса, отсутствие кредитов МВФ и задержку в приватизации. Тогда, по мнению аналитиков агентства, могут быть заморожены валютные депозиты в белорусских банках или произойдет их административная конверсия в рублевые средства. Доля проблемных активов банков вырастет до 20%, резко снизится их ликвидность и прибыльность. Рейтинги белорусских банков упадут до уровня “Саа”, что отражает мнение агентства о возможности их дефолта.

Moody’s оценило потребности страны в экстренном внешнем финансировании во II полугодии 2011 года в 3-6 млрд долларов. Если этого не случится, аналитики агентства предупреждают о возможности дальнейшего снижения странового рейтинга Беларуси с “B3” до “Саа”.

Интересно было бы найти специалиста, который искренне верил бы в то, что Беларусь сможет найти такие средства без внутренних изменений – до конца года…

А пока что даже дружественно настроенные к нашей стране организации угрожают закрыть свой кошелек для Беларуси.

Например, в четверг, 25 августа, управляющий директор по корпоративному финансированию Евразийского банка развития (ЕАБР) Дмитрий Красильников прозрачно намекнул, что Беларусь может и не получить 400 млн долларов второго транша кредита Антикризисного фонда (АКФ) ЕврАзЭС в ноябре нынешнего года, как это ранее планировалось. Причина неоригинальна – руководство страны не выполняет свои обещания, закрепленные в договоре о кредитовании. Среди них – выход на единый курс белорусского рубля, стабилизация золотовалютных резервов, восстановление доверия к национальной валюте.

Нет, речь не идет о полном сворачивании программы трехмиллиардного кредитования. Второй транш рано или поздно будет выделен. Вот только сроки остаются неназванными. Беларусь уже получила и благополучно переварила 800 млн долларов первого транша, а теперь в силу привычки, видимо, решила рискнуть. Но условия изменились, за нашим поведением бдительно следят и, как только мы демонстрируем неоправданную самостоятельность, сразу одергивают.

“Смягчил” пилюлю Минфин России. Руководитель его пресс-службы Андрей Матвеев сказал, что говорить о переносах сроков кредитования еще рано, специалисты будут изучать индикаторы мер по стабилизации экономики. По его словам, окончательное решение остается за советом Антикризисного фонда ЕврАзЭС. Кстати, его возглавляет известный поклонник белорусской экономической модели министр финансов России Алексей Кудрин.

Отреагировало и отечественное Минэкономики, которое устами Антона Долговечного, начальника главного управления макроэкономического анализа и прогнозирования, пообещало “стремиться выполнить обязательства перед Антикризисным фондом ЕврАзЭС по выходу на единый курс рубля”. Этого вполне достойного стремления недостаточно – условий гораздо больше.

Кстати, кредит этот не так велик. Но надо думать, что условия выдвигают не просто так, по неизвестному капризу, а сомневаются в нашей платежеспособности в случае продолжения прежней политики.

“Окончательное решение” валютного вопроса

Итак, вернемся к многообещающему совещанию у президента. Сразу скажем, оно все расставило по своим местам – конкретных решений нет, планы туманны, валюты мало, новых кредитов найти не удалось, «пустые» рубли продолжат печатать. Главный очевидный результат – государство не готово делиться валютой с народом.

Конечно, все вышесказанное – субъективное мнение автора, а не резолюция по итогам совещания.

Вообще, судя по официальным источникам, было как-бы два совещания. Одно – маленькое, когда президент пообщался с председателем правления Нацбанка. Александр Лукашенко потребовал принять “окончательное решение” валютного вопроса до вечера 31 августа. При этом варианты дальнейших действий должны быть разработаны, исходя из объективных экономических и финансовых законов.

Большое совещание прошло по всем правилам. Обсуждали много тем, дали много обещаний и поручений. Главное обещание – валютный рынок будет стабилизирован через полтора-два месяца (в очередной раз).

Основные тезисы совещания

Во-первых, было признано, что “ситуация контролируемая”.

Экспорт растет невиданными темпами, но валюты почему-то не хватает, чтобы «строить свою политику на валютном рынке и стабилизировать ситуацию».

Текущее состояние экономики говорит о том, что есть все возможности для “недопущения обесценивания национальной денежной единицы и упорядочения валютного рынка”.

Силовики и КГК возьмут под контроль возврат валютной выручки в страну.

Поручено разобраться, не растут ли цены из-за “вседозволенности местных властей и руководителей отдельных предприятий, которые прикрываются диспаритетом цен с Российской Федерацией”.

Границу с Россией не закроют, чтобы предотвратить вывоз товаров за рубеж, действовать будут только экономическими методами.

На самом деле, рост цен «не так страшен, поскольку эти деньги все равно так или иначе останутся у предприятий». Главное – соцзащита населения, создание условий для того, чтобы граждане могли заработать деньги.

В Беларуси будет продолжено индексирование пособий, пенсий, стипендий и зарплат на рост инфляции и цен.

Вклады населения не заморозят, поскольку для этого нет никакой необходимости.

Некоторые решения, принятые на совещании, были немедленно приняты на вооружение. На следующий день Нацбанк почти в два раза расширил перечень инвалют, подлежащих обязательной продаже субъектами хозяйствования на внутреннем валютном рынке. Теперь нужно продавать еще и литовский лит, латвийский лат, казахстанский тенге, польский злотый, чешскую крону, венгерский форинт, китайский юань, новый израильский шекель, новозеландский доллар и турецкую лиру. Предприятиям, чтобы не делиться валютой, придется искать новые варианты.

На минувшей неделе был сделан еще один шаг для накопления валюты в казне. Нужно признать, сделали его не совсем удачно. Нацбанк 24 августа заявил о рекомендации банкам перевести обменные пункты в крупных торговых центрах и на рынках только на операции по покупке наличной иностранной валюты. Вырученную валюту планировалось продавать населению на социальные траты. Однако, разгорелся такой скандал, что Нацбанку пришлось выпускать опровержение. Оказалось, что указанные рекомендации адресовались не всем банкам, а только шести самым крупным, и вообще были изданы для борьбы с валютчиками и очередями к обменникам, которые мешают торговле.

Остается только подождать.

Государство не знает, какие будут цены

За 23 дня августа инфляция составила 6,6%, а с начала года цены выросли, в среднем, уже на 50,3%. Упомянутый ранее Антон Долговечный (Минэкономики) воздержался от прогноза инфляции до конца 2011 года, так как продолжается девальвация, присутствует множественность курсов, не ликвидировано избыточное денежное предложение. Он поставил инфляцию в зависимость от того, какой установится равновесный курс.

Говоря простым языком, Минэкономики не знает, насколько вырастут цены. Это может быть и 90%, и 150%, и 200%…

Выход государство видит в ограничении совокупного спроса и жесткой денежно-кредитной политики, развитии конкуренции. Надо признать, что кое-что для этого делают. Так, постоянно растет ставка рефинансирования Нацбанка, сокращают финансирование государственных программ.

Зато появилось новое мнение – Беларуси не следует стремиться к уравниванию цен на мясо и молоко с российскими. Его высказал Василий Павловский, заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия. Он обосновал свое мнение тем, что в двух странах большая разница в средней зарплате – в России она гораздо выше.

Это какая-то новая тенденция – раньше чиновники наоборот заявляли, что догонят Россию по ценам, несмотря ни на что. Иначе, дескать, россияне и отечественные челноки вывезут из страны все товары. Генеральная линия меняется.

А пока… Мингорисполком формирует график поставок мяса в торговлю до конца года. Сразу вспоминаются печально известные заседания политбюро по обеспечению Москвы колбасой или картошкой.

Особую актуальность приобрела тема гречки. На радость гражданам, ее урожайность будет выше прошлогодней, а цена – приемлемой.

Вот такие маленькие радости дарит людям Беларусь XXI века.