Комментарий: Что принесли белорусам 20 лет независимости страны

Две некруглые даты июльского календаря прошли в Беларуси практически незамеченными - 17 лет правления Лукашенко и 21 год Декларации о государственном суверенитете. Что принесли белорусам прошедшие два десятка лет?

В Республике Беларусь никак не были отмечены две некруглые даты: 10 июля – 17 лет нахождения у власти Александра Лукашенко, и 27 июля – 21 год Декларации о государственном суверенитете страны, которая в августе 1991 года приобрела статус закона. Каковы итоги двух десятков лет независимости белорусского государства? Что обрели и что потеряли за это время жители страны?

Страна глухих

Сегодня независимая Беларусь вновь оказалась в ситуации, поразительно напоминающей 90-е годы прошлого столетия. Оказалось, что на “островке спокойствия”, как любят называть страну некоторые заезжие гости, – нереформированная экономика, обвальная инфляция и угроза безработицы. Белорусов как будто отбросило в 1994 год, когда 10 июля под лозунгом “Нет шоковой терапии!” они избрали первым президентом страны Александра Лукашенко. Его предвыборная программа так и называлась – “Отвести народ от пропасти”.

Уставшее от неопределенности после развала СССР белорусское общество молча проглотило громкие обещания Александра Григорьевича про разгром мафиозных кланов и диктатуру закона. А в конце 1994-го граждане, озабоченные удовлетворением элементарных потребностей, не выразили протеста против “белых пятен”, которые появились в газетах вместо доклада о коррупции в органах власти.

Пока население занималось борьбой за выживание, Лукашенко и его окружение успели понять – народ не собирается контролировать каждый их шаг, и реальную угрозу может представлять только немногочисленная оппозиция.

Референдумы и их последствия

Власти обратили инертность избирателей в свою пользу и в течение десятилетия провели три референдума, кардинально изменившие политсистему страны и атмосферу в обществе. Плебисцит 1995 года вернул белорусам государственную символику советских времен, при этом белорусский язык был практически загнан в гетто, так как возрождение национального самосознания пугало новую власть.

В 1996 году Александр Лукашенко разогнал Верховный совет, в котором заметную роль играли оппозиционеры, и заново начал отсчет срока президентских полномочий. А после референдума 2004 года Лукашенко получил право избираться на пост главы государства неограниченное число раз.

Для “контроля за мозгами” в стране возродили позабытый советский институт государственных идеологов на предприятиях и в организациях, хотя по конституции никакая идеология не может устанавливаться в качестве обязательной.

Прощание с иллюзиями

Как оказалось, независимость страны вовсе не повысила гражданскую активность общества. Обещанная белорусам диктатура закона обернулась просто диктатурой. Но аполитичные граждане легко приняли так называемый социальный контракт – пресловутую “чарку и шкварку” (приемлемый уровнь жизни) в обмен на политическую лояльность.

Они в большинстве своем не возмущаются тем, что в независимой Беларуси сейчас десятки полизаключенных, что власть делает изгоями оппозиционеров и что критика в адрес чиновников фактически приравнена к экстремистской деятельности и дискредитации государства.

При этом белорусская власть, оппозиция и народ существуют как бы сами по себе, их орбиты не пересекаются. И относительно сносный уровень жизни людей достигается не столько благодаря, сколько вопреки власти. Расставшись с советскими иллюзиями о социальной защищенности и справедливости, образованные и активные белорусы надеются только на себя, идут в бизнес, покупают квартиры и машины, учат в вузах детей. И тем самым разрушают миф о том, что только такой нынешний режим отвечает их патерналистским ожиданиям.

Как разбудить спящую красавицу?

С 1991 года в суверенной Беларуси выросло целое поколение, которое уже не считает распад Советского Союза трагедией. Белорусы могут сравнивать жизнь в западных странах с белорусской реальностью. Но режим сам загоняет себя в тупик противостоянием как с Россией, так и Западом.

Спасением для экономики могут стать радикальные реформы, которых раньше удавалось избегать благодаря поставкам дешевых российских энергоносителей. И если шоковая терапия разбудит “спящую красавицу” Беларусь, Александру Лукашенко придется держать ответ, почему после 17 лет его президентства страна оказалась на грани экономического коллапса и потери независимости.

Автор: Наталья Макушина
Редактор: Владимир Дорохов