Самообман

Удивительное это явление — самообман. Разрушительное, заразное. Психологи до сих пор спорят о его природе.

Ведь это же парадокс — обманывать самого себя. В чем смысл? Какая цель? Где граница, когда человек уже не понимает, что фантазии, а что реальность?

И тем не менее явление это очень распространенное. Причем, для науки совершенно не факт, что человек самообманывающийся не осознает, что делает. Часто — абсолютно все понимает, но выбирает самообман как некую форму защиты. Впрочем, и насчет защиты — самообман.
Вот сейчас цифирки на реальных курсах валют все меняются. Зарплата наша каждый день становится меньше. Не хотели слушать умных людей, которые говорили, что не надо печатать пустые деньги, что не надо шиковать на незаработанное… Защитились от проблем… Получили.

Кто-нибудь в правительстве или Нацбанке не понимал, что 500 долларов средней зарплаты к президентским выборам это для экономики как смертельная доза для наркомана?

Наверное, кто-то не понимал. Потому что уже наловчился выполнять приказы и не думать. Но большинство министров, я надеюсь, пребывали в здравом уме и твердой памяти. И тем не менее не возразили, не воспротивились. Не только выполнили все доведенные “контрольные цифры”, но и похвалили себя за работу.

А пенсионеры как были рады, что пенсия повышается! А рабочие как тешились своими зарплатами! На одного работающего три начальника, два контролера и один милиционер. Заказов нет, сделанное никуда, кроме России, продать не можем. Но чудесным образом пенсии растут, зарплаты растут — как не радоваться!

А потом случилось, как в том анекдоте: только стали жить хорошо — деньги закончились. И уже почти всем стало понятно, что гуляли не на свои, что деньги из ниоткуда не появляются. Но и Нацбанк, и правительство все равно решили ждать чуда. Еще в апреле могли пойти на введение реального курса валют к белорусскому рублю, прекратить эту практику обмана и себя, и людей, но не стали этого делать. Побоялись. Остереглись. Защищали место под солнцем и оправдывали прежние ошибки.

Зато теперь готовы укусить себя за локоть. Потому что уже понятно, что если бы правильные решения были приняты тогда, весной, если бы была проведена реальная, а не придуманная девальвация, то доллар стоил бы не 9-8 тысяч белорусских рублей, а где-то 6 тысяч. В результате все проиграли (кроме тех, конечно, кто успел нажиться на разнице реального и официального курсов валют), зато, отказавшись от трудного решения, еще несколько месяцев пребывали в состоянии грез и прожектов.

И все-таки неприятное решение принимать пришлось. 15 сентября страна должна выйти на реальный валютный курс. Вчера прошли пробные торги на бирже, и “осведомленные источники” рассекретили новый ориентир денежной реальности — 9800 рублей за доллар.

Не надо падать в обморок, потому что экономисты (например, Сергей Чалый), применив некие коэффициенты, рассчитали, что это означает: доллар в обменниках будет стоить где-то 8400 рублей. То есть даже меньше, чем сегодня на “черном рынке”. Мне не нравится другое — информация о том, что Нацбанк ведет “разъяснительную работу” и всячески пытается повлиять на количество участников торгов, на объемы заявок, на итог сделок.

Сколько раз надо получить граблями по голове, чтобы больше на них не наступать? Пять, десять, двадцать пять? Может, проще прямо на ковриках перед входами в Нацбанк, правительство, Администрацию президента положить грабли, чтобы каждый входящий получил свою “дозу” и больше не пытался проводить экономические эксперименты на людях? Сколько можно не учиться даже на своих ошибках? Мы что, недоумки?

Кстати, как-то не принято писать о роли лжи в жизни государств, вроде какого-то табу наложено на эту тему, но урок обманом общество, видимо, тоже должно пройти. В противном случае оно в каком-то смысле остается инфантильным, неразвитым. Ведь, согласитесь, многие из нас в 1994-м были подобны представитям диких племен, впервые столкнувшихся с цивилизацией. За яркие бусики, дивную стекляшку, чарку, шкварку, иномарку мы готовы были довериться любому аферисту, пожертвовать и непонятной независимостью, и неизвестными свободами. Некоторые даже готовы были жертвовать правом просто жить, а не ходить строем.

Вечереет… Светает… Врется особенно легко… Это — про Беларусь, какой она была до нынешнего года. Теперь людей здравомыслящих, воспринимающих действительность критически, а не на веру, стало куда больше. Когда вижу в магазине, как человек берет упаковку каких-нибудь куриных крылышек, смотрит на цену и начинает истерически хохотать, я понимаю, что это здоровый смех. Над собой, над своей дуростью, над действительностью, в которой мы проснулись. Только представители власти у нас до сих пор очень серьезные. Видимо, еще не очнулись. Видимо, все еще надеются кого-то обмануть