Частному бизнесу опять отказывают в крыше над головой

Похоже, белорусскому бизнесу предстоит еще долго пребывать в роли арендатора, а не собственника.

По информации «Белорусских новостей», проект указа о продаже предпринимателям арендованного имущества после долгих хождений по кабинетам Администрации президента отправлен на доработку. В бизнес-сообществе с сожалением констатируют, что, откладывая приватизацию недвижимости, власти провоцируют отток капитала из страны.

У правительства сегодня большие виды на частников. Власти хотят, чтобы субъекты малого бизнеса активнее создавали новые предприятия и за несколько лет довели долю частного бизнеса в ВВП с 20% до 30%. Но свои хотения чиновники почему-то не подкрепляют предоставлением частнику соответствующих условий.

Откуда у бизнеса возможности открывать и развивать предприятия на территории страны, если из 340 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса 90% находятся в арендных отношениях?

«Арендные отношения не отражают интересы развития бизнеса, не способствуют привлечению современных технологий в развитие производств, не дают возможности эффективно реализовывать инвестпроекты», — заявил председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир Карягин на заседании президиума Совмина 4 октября.

Предприниматель, не имеющий собственности, не интересен сегодня ни инвесторам, ни банкам. «По этой причине более 60% предпринимателей никогда не брали деньги в банках, занимая в основном у друзей, знакомых, покупая необходимые средства у валютчиков, — констатирует сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов. — Потому что банки не дадут необходимых кредитов. Лишь при наличии собственности предприниматель становится для банка подходящим клиентом».

Власти, конечно же, тоже все видят и сознают, что при отсутствии института частной собственности бесполезно ждать от бизнеса производственной активности. Не случайно на заседании президиума Совмина 4 октября министр экономики Николай Снопков инициировал вопрос о реализации программы малой приватизации. Субъекты предпринимательства, заявил министр, должны иметь возможность приобретать в собственность арендованные производственные активы и земельные участки.

Ожидалось, что реализовать такую возможность бизнесу поможет подготовленный указ президента. Бизнесу удалось убедить власти, что выкуп арендованных площадей значительно повысит мотивацию руководителей частных предприятий, позволит в короткие сроки государству получить ресурсы для дальнейшего реформирования экономики.

«Но, оказалось, что документ, который вводил прямую норму на продажу субъектам предпринимательства помещений, арендуемых не менее 3 лет, пролежав несколько месяцев в Администрации президента, сейчас опять отправляется на доработку. Это значит, что процесс проведения малой приватизации властями затягивается», — констатирует Виктор Маргелов.

Чиновники, понятное дело, осторожничают, когда речь заходит о продаже госимущества. «Речь сегодня не идет о том, чтобы огульно все продать и передать арендаторам. Процесс в этом направлении должен идти, но постепенно», — считает директор департамента по предпринимательству Министерства экономики Александр Груздов.

Но ведь этот процесс, как отмечают субъекты предпринимательства, вообще не движется. «Даже мелкие помещения, три на три метра, чиновники боятся продавать. Что тогда говорить о приходе эффективного собственника на небольшие предприятия?», — отмечает Виктор Маргелов.

Распродаже госимущества мешает, прежде всего, боязнь чиновников потерять курицу, несущую золотые яйца. По информации Госкомимущества, от сдачи в аренду госимущества в первом полугодии в бюджет поступило 27 млрд. рублей. Это почти соответствует заданию, установленному на год — 35 млрд. рублей. И чиновники не хотят терять такой стабильный источник дохода.

Но расчеты бизнеса дают другие результаты: от продажи арендуемого имущества бюджет лишь выиграет. К примеру, аренда на окраине Минска здания общей площадью в 400 кв. м под магазин с 40 работниками за пять лет принесет государству 2,5 млрд. рублей. Приватизация этого объекта в течение аналогичного срока принесет государству 3,5 млрд. рублей, то есть на 1 млрд. рублей больше. В течение десяти лет финансовый выигрыш от приватизации магазина по сравнению с арендой вырастет до 2 млрд. рублей. При этом в случае приватизации бизнес выплатит и больше зарплаты, и больше налогов в бюджет, чем при аренде.

Тем не менее, ситуация не меняется. По данным независимых экспертов, только в Минске не используются, либо неэффективно используется до миллиона квадратных метров производственных помещений. И потери государства от безалаберного использования своего имущества исчисляются цифрой со множеством нулей.

Ничуть не лучше обстоят дела и с выделением земельных участков для развития производств. По официальным данным, например, в Минске нет свободных земельных участков для таких целей. А там, где такие участки есть, получить их почти нереально.

Осложняет ситуацию потребность в больших инвестициях для прокладки инженерных сетей, которая оценивается в сотни миллиардов рублей.

Бизнес неоднократно предлагал властям свои варианты повышения эффективности использования и земель, и имущества.

«Успешная реализация наших предложений позволит в течение двух лет создать целую индустрию современных производств и коренным образом улучшить экономическую ситуацию в стране. Но если власти так и не предпримут мер для рационального использования дефицитных госресурсов, это может привести к значительному оттоку частного капитала и огромной упущенной выгоде страны в целом», — убежден Виктор Маргелов.