Друг мой, враг мой

Как и почему Израиль разрушает отношения с Украиной.

Украине не хватает от Израиля не только ПВО и оружия. На столе еще – дипломатическая взаимность, депортации, безвиз

Премьеры в Израиле меняются, но на контактах это никак не отражается. Такую оценку отношениям с Израилем дал президент Владимир Зеленский около месяца назад.

В последние дни в медийном пространстве обострились две темы: участие Иерусалима в оборонном формате “Рамштайн” и безвиз для израильских паломников-хасидов. Но они – далеко не единственные.

“Я был уверен, что Израиль изменит свою позицию после того, как стало известно о более активном сотрудничестве России с Ираном, – говорит посол Украины в Израиле Евгений Корнийчук. – Премьер Нетаньяху также обещал пересмотреть свою политику по продаже оружия. Но этого не происходит… Еще меня сильно огорчают депортации украинцев”.

Что происходит между Украиной и Израилем с начала войны и есть ли пути для решения проблем – разбиралась LIGA.net.

По данным источника в Совете нацбезопасности и обороны, Украина якобы хочет исключить Израиль из группы “Рамштайн”. У Киева есть опасения, что Израиль на самом деле собирает информацию для собственного использования, пишет издание. А также – что эти данные могут попадать к россиянам.

Утечка возможности такого сценария может быть проявлением давления или предупреждением, говорит директор Центра Ближневосточных исследований Игорь Семиволос. Или даже проявлением раздражения из-за практически безрезультатной роли Израиля в Рамштайне.

“Такие публикации могут быть рычагом давления, – соглашается главред израильского портала Детали Эмиль Шлеймович. – Но мне кажется, что это скорее проявление раздражения Зеленского и его окружения”.

В Рамштайне Израиль находится, в том числе, из-за наличия израильских технологий в оружии разных государств, напоминает Шлеймович. Настоящей целью Иерусалима может быть попытка проконтролировать, чтобы его оружие не оказалось в Украине, не исключает Семиволос.

Израиль оказывает медицинскую, гумпомощь и обещал радары для предупреждений о ракетных атаках. Были сообщения и о сотрудничестве разведок.

“Но ни мне, ни руководству нашего государства не известно о каких-либо поставках Израилем вооружения или боеприпасов для нужд украинской армии”, – говорит Корнийчук.

Украина просила у Израиля более продвинутые системы ПВО. В ответ слышала разные отговорки: от опасений, что технологии якобы могут попасть в руки израильских врагов, и до аргументов, что системы нужны самому Израилю, который окружен врагами и не является членом НАТО.

Но на самом деле Израиль продает оружие другим странам. Например, зенитно-ракетный комплекс “Праща Давида” – Финляндии.

“Израиль продает оружие и Германии, Марокко и другим странам. Спрос на израильскую продукцию за время войны возрос, – говорит посол. – Почему они боятся передавать оружие нам? Единственным легитимным аргументом, на мой взгляд, является чувствительное отношение Израиля к собственной безопасности. А у них на границах сидит Россия”.

Россия может не только использовать свои силы, чтобы мешать операциям Израиля в Сирии, говорит Шлеймович. Она может еще и накачивать оружием антиизраильские группировки в Ливане, Палестинской автономии и т.д.

Иерусалим учитывает такую методику Москвы, признает израильский журналист Шлеймович. Но это не повод кланяться Кремлю.

“Россия в Сирии зависит от Израиля не меньше, чем Израиль от России, – добавляет Шлеймович. – Поэтому все аргументы Нетаньяху, оправдывающие то, что Израиль ничего не делает для Украины, являются ничем большим, чем поиском поводов. Было бы политическое желание – он бы это сделал”.

Безвиз и безопасность хасидов

Украина продолжает искать аргументы, чтобы все же убедить Израиль предоставить ПВО. Осень дает новый козырь – десятки тысяч евреев должны традиционно приехать в Умань на празднование Рош Га-Шана.

Месседж украинской дипломатии – помогите защитить хотя бы их.

“Мы озвучивали такую позицию: Израиль неоднократно отказывал в продаже ПВО для защиты украинских гражданских – но, возможно, он захочет защищать своих паломников, – рассказывает посол Корнийчук. – Эта позиция хорошо прошла в израильской печати. Но никакого ответа мы не получили”.

Несмотря на оговорку украинских властей об опасности, в прошлом году в Умань приехали около 23 000 хасидов. В этом году ожидается еще больше.

На встрече послов в Ужгороде обсуждалась возможная приостановка туристического безвиза с Израилем, говорит Корнийчук – чтобы взять ситуацию под контроль. Аргументов в пользу такого решения несколько.

Безопасность. В прошлом году россияне обстреливали Умань накануне и после празднования Рош Га-Шана. Провокации возможны и в этом году.

“Я не исключаю ситуацию, в которой россияне могут запустить несколько ракет по скоплению людей, а потом сказать, что это сделали украинцы, – объясняет дипломат. – Нам не хватает ПВО. Посмотрите, что произошло ночью в Днепре. Мы не можем даже все крупные города защитить”.

Распыление сил. Для обеспечения порядка при паломничестве придется отвлекать значительные силы полиции, пограничников, спасателей, говорит посол. К тому же Израиль прекратил во время войны с Россией отсылать на помощь свою полицию.

Запреты. В условиях военного положения в Украине запрещены массовые собрания.

Решение о приостановлении безвиза должен принимать даже не МИД, добавляет Корнийчук. А высшее политическое руководство – на уровне правительства.

Израильские дипломаты в разговоре с называют тему безвиза “очередной, заведомо провальной попыткой оказать давление на Израиль перед паломничеством в Умань”. Они уверены, что Украина не отменит безвизовый режим: “Нужно решать существующие проблемы, а не создавать новые”.

Вопрос хасидов действительно может создавать внутриполитическое давление в Израиле, говорит Шлеймович. Паломничество в Умань важно для электората ортодоксальных партий в правящей коалиции Израиля – но не настолько, чтобы склонить чашу весов в пользу предоставления ПВО.

“Угроза отмены безвиза более действенна… Это правильный шаг, хотя и достаточно жесткий, – уверен журналист. – Мне как израильтянину он не нравится. Но откровенно – Израиль этого заслужил”.

Депортации и гуманитарные проблемы

Важным аргументом в вопросе безвиза является взаимность, говорит Корнийчук. Израиль просит о зеленых коридорах для хасидов, но стал в разы чаще депортировать прибывающих в страну украинцев.

В начале большой войны Израиль фактически вводил электронные визы для украинских беженцев – их отменили через суд, рассказывает дипломат. Теперь людей заворачивают на границе по формальным признакам: даже в случаях, если они имеют обратный билет, зарезервированный отель и т.д. И речь идет преимущественно о женщинах и детях.

“Порядок, по которому пропускают наших граждан через границу, унизительный. У людей забирают паспорта, они вынуждены ждать более 10 часов, – рассказывает посол Корнийчук. – Более 10% наших граждан сейчас депортируют в аэропортах. Люди спят на полу, это женщины и дети… Меня это огорчает, ситуация вопиющая”.

У была возможность ознакомиться с жалобами, которые украинцы предоставляли дипломатам. В них речь идет о грубости и угрозах офицеров, задержании в аэропорту с детьми до нескольких суток, ночлеге на стульях, о том, как отбирали документы и телефоны, читали переписки и прочее.

Объяснения, почему так происходит, украинские дипломаты не получают, говорит Корнийчук. Израильские коллеги утверждают, что это вопрос исключительно Службы миграции, которая подчиняется МВД.

“А МВД возглавляет политик из религиозно-националистической партии, – говорит посол. – Украинцы – это так называемая группа риска”.

Чтобы хоть как-то исправить ситуацию, украинские граждане и местные правозащитники при поддержке посольства подают иски. Одна из побед – решение Тель-Авивского суда от 11 июля. Суд создал прецедент, который запрещаюет служащим МВД изымать и просматривать мобильные телефоны у въезжающих в Израиль людей.

“Обращение в суд – это в принципе ноу-хау в дипломатической практике”, – говорит Корнийчук.

Также недавно был скандал из-за отмены медицинского страхования для беженцев из Украины, которая произошла в результате несогласованных действий израильских министерств.

Глава МИД Дмитрий Кулеба после переговоров с израильским коллегой Эли Коэном заверил, что проблему решат в ближайшее время. По прогнозу Корнийчука, страхование возобновят в течение этой недели.

“Израильская бюрократия – это сложнее, чем у Гете в “Фаусте”, – добавляет Семиволос. – Украинское общество было слишком увлечено Израилем как образцом. На самом деле нам подавали миф об Израиле”.

В один ряд с Орбаном?

Чувствительным вопросом остается и визит премьера Нетаньяху в Киев. Зеленский пригласил его еще осенью 2022 года, но он так и не приехал.

Украинская дипломатия работает над этим, уверяет Корнийчук. К примеру, Нетаньяху до сих пор не получил приглашение в Белый дом – и украинское посольство опубликовало тезис, что путь в Вашингтон лежит через Киев: “Этот комментарий хорошо разошелся, его взяли и западные медиа, посмеялись. Но Нетаньяху до Киева не доехал. Мы над этим работаем”.

На самом деле, главной преградой для визита Нетаньяху в Белый дом является его попытка ограничить полномочия Верховного суда, считает Шлеймович. Это рассматривается как попытка ограничить саму демократию.

“Не думаю, что его визит в Киев изменил бы отношение к нему американцев”, – говорит израильский журналист.

Нетаньяху остается одним из немногих лидеров стран, близких к Западу, которые до сих пор не посетили Украину с начала большой войны. Еще один такой лидер – премьер Венгрии Виктор Орбан.

Сравнение с Орбаном – абсолютно адекватное, считает Шлеймович, – как человека, который делает определенные шаги против демократии, и чьи коалиционные партнеры позволяют себе гомофобные высказывания.

Впрочем, даже если визит Нетаньяху в Киев состоится, то есть сомнения в его результативности, подытожил Семиволос: “Проблема – не в том, что он не может приехать. Визит ради визита никому не нужен. Но приезжать с пустыми руками – сейчас такое не принято”.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *