У Путина и Лукашенко истерика: после падения Асада может сработать принцип домино

Мы наблюдаем начало распада России.

Режим Башара Асада в Сирии пал. Диктатор, чья семья с 1970 года правила страной, бежал. Как меняется расклад сил в этом сложном регионе? Станет ли поражение Асада ударом по России? Будет ли Путин защищать Лукашенко?

Об этом и не только сайт Charter97.org поговорил с координатором гражданской кампании «Европейская Беларусь» Дмитрием Бондаренко:

— Абсолютно никто не ожидал, что режим Асада падет буквально за три дня. Во-первых, самое главное, это пример того, что невозможно удерживать власть силой в течение долгого времени без народной поддержки.

Во-вторых, пускай с иностранной помощью, но именно сирийские повстанцы различных идеологических направлений боролись с Асадом много лет и одержали победу.

Удары Израиля по «Хезболле» (практическому уничтожению ее как военной силы), удары по складам иранской армии и шиитской милиции из Ирака, привели к слому военной машины, поддерживающей Асада.

Надо помнить, что и старший Асад, правивший Сирией 30 лет, и его сын, относятся к алавитам. Они только в последнее время стали считаться ветвью шиизма, а на самом деле они ведут свою родословную еще от так называемых исмаилитов, которых многие не считают мусульманами. Алавитам в Сирии было необходимо добиться того, чтобы шиитские богословы признали их как шиитов, потому что в сирийской Конституции президентом может быть только мусульманин.

Поэтому Асад смог стать президентом, заручившись поддержкой иранских богословов, которые признали алавитов шиитами. Это важный момент, потому что 75% сирийцев относятся к суннитской ветви ислама.

Вначале Асад мог удерживать власть с поддержкой СССР. Мы знаем, что Партия арабского социалистического возрождения в свое время очень сильно поддерживалась из Москвы вооружением. Это была такая диктатура арабского псевдосоциализма, а когда СССР распался, власть стало сложно удерживать. В 2011 году народ восстал в результате Арабской революции, но здесь на помощь уже младшему Асаду пришел Иран.

Сейчас, после падения Дамаска, позиции Ирана в регионе сильно ослабли. Это безусловная победа лидеров суннитского мира — Саудовской Аравии и Турции. Это, конечно же, не значит, что там быстро наступит мир, что все будет замечательно. У Турции существуют большие проблемы с курдами, у арабских повстанцев тоже сложные отношения с курдами, но все едины в одном: главной страной, которая проиграла, является путинская Россия.

Мы знаем, что Сирия была такой «базой подскока» для операций Путина в Африке, а сейчас она практически потеряна. Это ударит и по интересам России в Африке, и по возможности поддерживать диктаторские африканские режимы.

Сегодня многое будет зависеть от политики Франции, потому что исторически территория Леванта — Ливана и Сирии — была в зоне ответственности этой страны. Если Франция и Великобритания предпримут решительные шаги по преобразованию этого региона, то, возможно, удастся избежать хаоса.

— Россия, скорее всего, потеряет свои военные базы в Сирии. Когда-то СССР пришлось выводить войска из Афганистана. И мы знаем, к чему это привело. Какие последствия будут в этот раз?

— Падение Дамаска за три дня показало слабость России, и то, о чем говорил и я, и многие аналитики — Россия невероятно слаба. Сегодня у нее нет ресурсов ни на войну в Сирии, ни на операции в Африке, ни на войну в Украине. Это нужно понимать. У Путина просто нет денег.

Оказалось, что «неработающие санкции» работают, дружба с «великим Ираном» в этом регионе, все стратегические действия России на протяжении десятилетий, просто рухнули.

С другой стороны, можно сказать, что продолжается распад СССР. В Ливии тоже режим Каддафи рухнул, а сейчас рухнул режим Асада, потому что нет денег, ресурсов, военной силы у Путина. Он блефует.

Как менеджер он никакой. Россия могла бы иметь сегодня около 6-8 триллионов долларов ВВП, если бы не влезла в военные конфликты, начиная с Грузии, не проводила бы политику противостояния с Западом.

Теперь же ее ВВП колеблется от полутора до двух триллионов. Россия и так еле выживала, а теперь развязала эти войны. Мы видим ее агонию. Самое главное — демографическая катастрофа. За огромные деньги люди из глубинки готовы воевать, но это фатально подрывает экономику России.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *