Какие вызовы встали перед членами ЕС после решения НАТО об увеличении оборонных расходов
Грядущая фискальная битва станет тестом на способность лидеров Европы отвечать на серьезные вызовы безопасности.
По всей Европе бюджеты на оборону выросли примерно на треть, большинство европейских членов НАТО тратят около 2% ВВП или приближаются к этому показателю.
Но даже этого уже недостаточно.
О болезненных бюджетных компромиссах, с которыми придется столкнуться политическим лидерам Европы, пообещавши увеличить оборонные расходы и поддержать Украину в ее войне против России, читайте в колонке бывшего премьер-министра и министра иностранных дел Швеции Карла Бильдта Где найти деньги для помощи Украине? Проблема, с которой столкнулись большинство стран Европы. Далее – краткое ее изложение.
Автор колонки прогнозирует, что в ближайшие годы три неотложные приоритета будут существенно давить на государственные финансы ЕС: оборона; поддержка Украины в войне с Россией; согласование следующего многолетнего бюджета ЕС на 2028–2034 годы.
На саммите НАТО в июне в Гааге члены Альянса обязались тратить 3,5% ВВП на оборону до 2035 года, а еще 1,5% направлять на “несколько размыто” определенные связанные с безопасностью инвестиции.
“Дополнительные 1,5%, вероятно, предназначены для успокоения Трампа, который неоднократно требовал от союзников по НАТО тратить на оборону 5% ВВП. Ожидается, что значительная часть этого роста будет достигнута за счет “креативной бухгалтерии”, а не реального увеличения финансирования”, – пишет Карл Бильдт.
По его мнению, северные страны Европы достигнут цели НАТО в 3,5% ВВП гораздо раньше 2035 года, тогда как южные государства (за исключением Греции), вероятно, вообще не смогут ее выполнить.
Еще один риск, предупреждает экс-премьер Швеции, – во Франции, Италии и Испании до 2027 года должны состояться выборы. Поэтому политическая воля к сокращению расходов, необходимых для увеличения оборонных бюджетов, вероятно, будет оставаться слабой.
“Эта тенденция уже прослеживается в распределении помощи Украине. За первые четыре месяца 2025 года страны Северной Европы предоставили $6,8 млрд, Великобритания – $5,3 млрд, а Германия – $760 млн. Между тем Испания и Италия – лишь крохи от этих сумм”, – отмечает автор колонки.
Ирония в том, обращает внимание Карл Бильдт, что именно те страны ЕС, которые часто называют “скупыми”, на самом деле готовы финансировать реализацию совместно согласованных приоритетов. А вот менее “скупые” государства, по его словам, требуют новых заимствований, хотя и сами имеют ограниченное пространство для этого.
“Эти противоречия сейчас и определяют битву за европейские финансы.
Есть разительная разница между тем, как быстро НАТО принимает крупные финансовые решения, и тем, как медленно и сложно это происходит в рамках ЕС, даже в отношении меньших сумм”, – пишет экс-премьер Швеции.
Каким бы ни был результат, грядущая фискальная битва станет тестом на готовность и способность лидеров Европы отвечать на серьезные вызовы безопасности, предупреждает бывший министр иностранных дел Швеции.
Подробнее – в колонке Карла Бильдта, которая первоначально вышла на сайте Project Syndicate и публикуется с разрешения правообладателя, Где найти деньги для помощи Украине? Проблема, с которой столкнулись большинство стран Европы.
