Турецкая палитра

Споры о целесообразности расширения Европейского Союза за географические границы Европы не утихают. Тем временем, Турция стремится продемонстрировать, что от такого расширения европейцы только выиграют. Статья "Турецкая палитра" в журнале "Экономическое обозрение" рассказывает о европейских устремлениях страны, находящейся на границе между восточной и западной цивилизациями.

К размеру Италии

В связи с тем, что Турция ведет переговоры о вступлении в Европейский союз, многие государственные структуры, включая статистическую службу, перестраиваются в соответствии с нормами, действующими в ЕС. Видимо, исходя из этого масштабы экономики Турции оказались почти на треть больше, чем предполагалось ранее. Согласно официальным данным, опубликованным 8 марта текущего года, ВВП Турции в 2006 году составил 758 млрд. т. л. (606 млрд. долл.). Предыдущая оценка была значительно ниже – 576 млрд. т. л. Скорректирован и другой базовый показатель – уровень доходов на душу населения: вместо 5480 долл. он повышен почти до 7500 долл. Увеличение в результате корректировки валового продукта в значительной мере связано с более полным охватом ранее практически не учитываемой части национальной экономики.

Начиная с 2002 года ВВП Турции рос в среднем на 6,6% в год. Этому способствовали жесткая бюджетно-финансовая политика правительства, наличие в стране относительно диверсифицированной обрабатывающей промышленности, бум в строительном секторе и приток прямых инвестиций из-за рубежа. Их объем в 2007 году достиг рекордной величины – 22 млрд. долл. В текущем году данный показатель, скорее всего, будет превзойден ввиду переоценки экономических показателей. Однако в 2007 году экономический рост замедлился из-за повышения почти в два раза цен на энергоносители. Тем не менее, перспективы турецкой экономики остаются весьма благоприятными.

Согласно прогнозу консультационной компании «Pricewaterhouse Coopers», к 2050 году Турция по размеру своего ВВП должна сравняться с Италией. Большое внимание в правительственной политике на данном этапе уделяется повышению технологического уровня производства в стране. Так, 28 февраля текущего года был принят закон, предусматривающий налоговые льготы компаниям, в которых в области НИОКР занято более 50 человек. В результате можно ожидать крупных капиталовложений со стороны иностранных компаний, уделяющих повышенное внимание современным технологическим разработкам. В частности, канадский производитель комплектующих для автомобилей «Magna International» намерен вложить 500 млн. долларов в расширение своего предприятия в Турции, а российское ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» планирует построить сталелитейный завод на черноморском побережье Турции.

Демократия и конституция

В настоящее время внутриполитическая ситуация в Турции является достаточно сложной. Для большинства населения Турции религия имеет важное значение, благодаря чему к власти пришла Партия справедливости и развития (ПСР), ориентирующаяся на усиление в общественной жизни исламских ценностей. Между тем, в турецкой конституции закреплен светский характер государственности. В связи с этим Конституционный суд рассматривает сейчас дела по закрытию правящей партии, обвиняемой в «действиях против светских устоев государства». По мнению экспертов, решение суда может быть объявлено в конце июля – начале августа текущего года. В случае вынесения Конституционным судом решения о роспуске ПСР правительство будет отправлено в отставку, а в стране будут объявлены досрочные выборы в парламент. The Economist писал по этому поводу: «запретить правящую партию и на пять лет исключить ее лидеров из политической жизни меньше чем через 12 месяцев после того, как ПСР одержала победу на повторных выборах, набрав 47% голосов, – это все равно, что сбросить бомбу на хрупкую турецкую демократию». И добавляет: «Трудно представить, как ЕС мог бы продолжать переговоры о принятии в свои ряды страны, в которой была запрещена крупнейшая партия и отстранены от политики ее лидеры».

Между Востоком и Западом

В особенностях внутренней политики Турции на современном этапе в полной мере отражается переломный характер сегодняшних геополитических процессов. В период блокового противостояния Турция являлась передовым форпостом НАТО в Азии и еще в те времена взяла курс на углубление интеграции с Западом. После распада Союза и социалистической системы Турция стала важным мостом и в экономическом взаимодействии между Европой и Азией, включая постсоветские страны. По мнению британского эксперта Уильяма Харвуда, «значение Турции сильно возросло после распада СССР и разведки каспийских нефтяных запасов. Турция контролирует Босфорский пролив, через который ежедневно проходит 650 тысяч баррелей российской нефти». Построен нефтепровод с Каспийского моря Баку – Джайхан. Через Турцию могут пройти также газопроводы из Казахстана, Туркмении, Ирана, Катара. Турецкая стратегия, по мнению ряда экспертов, может стать определяющей в политике «Газпрома», намеревающегося создать замкнутую евразийскую газовую систему.

Однако, в последние годы происходит углубление межцивилизационного противостояния между Западом и исламским миром. Это вызывает рост недоверия к Турции, как к стране с преимущественно мусульманским населением, в Европе, в результате чего ее стремление в ЕС не встречает ответного понимания. С другой стороны, действия западных коалиций в исламских странах – Афганистане, Ираке (особенно в отношении курдской проблемы), точно так же не встречают понимания у населения Турции, вызывая ответную настороженность. Достаточно критически оценивает состояние отношений Турции с Западом бывший заместитель министра иностранных дел Турции Оздем Санберк в статье, опубликованной в прошлом году «Radikal». «В настоящее время наши отношения с США и Европейским Союзом переживают один из самых сложных периодов. Более того, в турецком общественном мнении еще больше усиливаются антиамериканские и антиевропейские настроения… То, что ЕС не выполняет данных Турции обещаний, является причиной усиления в общественном мнении Турции атмосферы недовольства и недоверия к ее политике. Поэтому становится очевидным, что турецкому народу будет довольно тяжело избавиться от негативного представления о ЕС».

На фоне относительного охлаждения отношений с Западом Турция все активнее проявляет себя в азиатской политике, в том числе и как влиятельный посредник. По инициативе Турции в Анкаре организовывались встречи между президентами Афганистана Хамидом Карзаем и Пакистана Парвезом Мушаррафом, полномочных представителей ЕС под руководством Хавьера Соланы и нынешнего спикера Исламского консультативного совета Ирана Лариджани. В настоящее время Турция выступает посредником в переговорах между Израилем и Сирией. Прошедшим в Стамбуле в мае в обстановке полной секретности первым раундом переговоров в целом оказались удовлетворены представители обеих сторон, охарактеризовав атмосферу встреч в Стамбуле как конструктивную.

Постсоветский вектор

Турция активно развивает отношения и с постсоветскими странами. В кавказском регионе Турция участвует в строительстве железной дороги, которая соединит Грузию, Азербайджан и Турцию; в развитии инфраструктуры Батумского аэропорта и в сотрудничестве в области транспортировки энергоресурсов. Из России в Турцию по дну Черного моря проложен газопровод, развивается тесное сотрудничество в таких областях, как торговля, иностранные инвестиции и сфера туризма, обеспечение безопасности в черноморском регионе. Значительное внимание уделяется Турцией развитию не только экономического, но и гуманитарного сотрудничества с Центральной Азией.

Важное место во внешней политике Турции в отношении центральноазиатских государств отводится Узбекистану. Поэтому далеко не случайным является тот момент, что Турция занимает одно из ведущих мест среди стран дальнего зарубежья по количеству созданных на территории Узбекистана предприятий. В настоящее время договорно-правовую базу взаимоотношений двух государств составляют более 85 документов, охватывающих практически все сферы – торгово-экономическое, сельскохозяйственное и научно-культурное сотрудничество, взаимодействие правоохранительных органов, совместную борьбу против международного терроризма, контрабанды наркотических средств и другие.

В апреле в Анкаре прошло третье заседание узбекско-турецкой Межправительственной комиссии (МПК) по торгово-экономическому сотрудничеству, где перспективными направлениями турецких инвестиций в Узбекистане были названы легкая, химическая и пищевая промышленность, кожевенная и обувная отрасли, машиностроение, переработка сельхозпродукции и производство стройматериалов. Шел разговор об участии турецких фирм и компаний в приватизации промышленных объектов в Узбекистане. Стороны пришли к общему согласию активизировать деятельность турецко-узбекского делового совета, созданного для налаживания контактов между деловыми кругами.

Виктор Абатуров, Наталья Перевозкина