Зачем оппозиционерам спасать режим Лукашенко?

После снятия демократических кандидатов с «парламентских выборов» всему миру станет очевидным политическое банкротство белорусской диктатуры. Такое мнение в интервью пресс-центру Хартии’97 высказал один из лидеров гражданской кампании «Европейская Беларусь», последовательный сторонник бойкота Дмитрий Бондаренко.

— Как Вы оцениваете итоги вчерашнего заседания Политсовета оппозиционных партий, который решил отложить решение вопроса об участии или неучастии партийных кандидатов в предстоящих «парламентских выборах» до 21 сентября?

— Я считаю это решение половинчатым, а в условиях, когда до 28 сентября осталось меньше месяца, — весьма странным. Позицию сторонников бойкота критиковали за то, что невозможно обеспечить неявку на «выборы» в условиях досрочного голосования. Сегодня ситуация кардинальным образом изменилась. На одно место в избирательных округах в среднем претендует всего 2,5 человека. Если бы все демократические кандидаты, а их сегодня осталось более 100, снялись, то тогда среднее число участвующих в выборах составило 1,5 человека на округ, а в 80 округах осталось бы по одному претенденту от власти. Это означало бы политическое банкротство режима Лукашенко, так как гнать население на досрочное голосование и давать цифры о 70-80 процентах проголосовавших за единственного кандидата, было бы уже абсолютно бессмысленным. Ни о каком обеспечении явки в таких условиях речь бы уже не шла.

— Насколько верны утверждения партийных кандидатов, что им необходимо воспользоваться возможностью агитации в госСМИ перед «парламентскими выборами»?

— Более логичным является решение Партии БНФ. Их кандидаты будут использовать теле- и радиоэфиры для разъяснения факта, что в стране проходит избирательный фарс, а не выборы, и будут призывать белорусских граждан к бойкоту.

Ранее лидеры партий много говорили о тесте на демократичность для белорусских властей. Сегодня речь идет о таком же тесте для представителей партий. Если мы по телевидению или по радио услышим от кандидата, что в стране не проводятся честные и справедливые выборы, и в его речи будет содержаться призыв не ходить на избирательные участки, а отстаивать свою позицию на площади, то, значит, перед нами настоящий демократический кандидат. Если же речь будет идти о том, что «голосуйте за меня родимого, я решу все ваши проблемы», то, значит, перед нами или лукашист или дурак.

— Что произойдет, если 21 сентября Политсовет не примет решения о снятии кандидатов?

— Вы знаете, за последнее время некоторые лидеры оппозиционных партий значительно подорвали свой авторитет. Левкович своим отношением к политзаключенному Козулину, а Калякин заявлениями о полезности признания независимости Южной Осетии и Абхазии. Вчера мы услышали странные заявления Анатолия Лебедько о неком компромиссе с властями. Все это происходит на фоне заявлений Лукашенко о том, что избирательный процесс находится под контролем Совбеза.

Понятно, что оппозиционными кандидатами проделана большая работа в условиях далеких от свободных выборов, и есть желание пойти «до конца». Однако абсолютно непонятно, зачем отдавать явную победу. Вместе того, чтобы вести с властью дальнейший разговор на равных, поскольку сейчас речь идет уже даже не о легитимизации режима, а о его спасении от политического краха, некоторые оппозиционеры зачем-то собираются идти в лжепарламент в качестве «шестерок». Лидеры партий сегодня должны принимать решения, исходя из общенациональных, а не сиюминутных партийных интересов, иначе в глазах людей они просто перейдут в лагерь власти.