Роман Яковлевский: «Повысится роль Беларуси в политике региональной безопасности”.

Вчера в Чернигове прошла встреча Александра Лукашенко и Виктора Ющенко. Рассказывая о ней, белорусское телевидение особо подчеркнуло тот момент, что Украина, якобы, оказывает Беларуси поддержку в диалоге с Европейским союзом и США. Политический обозреватель Роман Яковлевский прокомментировал эту встречу с точки зрения взаимоотношений нашей страны как с западными, так и с восточным и соседями.

— Как, на ваш взгляд, этот визит выглядит с точки зрения стран Евросоюза?
— Что бы узнать реакцию на этот визит Евросоюза ждать осталось не долго. На следующей неделе Виктор Ющенко едет в Брюссель. И тут я хотел бы обратить внимание на один нюанс. Вчера белорусское телевидение, рассказывая о встрече в Чернигове, сказало о том, что Лукашенко благодарил Ющенко за поддержку, которую Украина оказывает Беларуси в диалоге с Европейским союзом и США. Слов самого Ющенко на этот счёт БТ не представило. Ограничились своими комментариями. Было бы интересно узнать, когда Ющенко будет в Брюсселе, как он там, наряду с украинско-европейскими вопросами, будет оказывать поддержку Беларуси в диалоге с Европой. А ведь Лукашенко сказал, что Ющенко, якобы, и дальше будет эту поддержку оказывать. Но пока кроме информации Белорусского телевидения, я лично ничего на этот счёт не видел. В том числе и с украинской стороны. Мне очень интересно: в чём это поддержка Украины выражается. Когда она сама в подобной поддержке сейчас нуждается. Я вообще не очень понимаю, что имелось в виду под словами поддержки нашей страны Украиной, особенно в отношениях с США!

— Не кажется ли вам, что этот визит с точки зрения России выглядит не очень красивым? Особенно на фоне газового конфликта?
— Внешне, для Путина и Медведева этот визит выглядит не совсем желательным. Но напомню, что это произошло на следующий день после подписания Путиным и Тимошенко соглашения о газовом перемирии на 10 лет. В то же время, Ющенко назвал это подписание поражением Украины. И появление Лукашенко в Чернигове говорит о том, что далеко не достигнуты, как нас уверяют, желаемые для нас договорённости о цене на газ для Беларуси. По крайней мере, такая цена, о которой мы не знаем до сих пор, Лукашенко не удовлетворяет. С другой стороны, я бы не стал поддерживать оптимизм тех, кто считает, что Лукашенко встал в ряды тех, кто выступает против газового монополизма России. Всё потому, что Беларусь и режим Лукашенко очень сильно зависят от Москвы и дразнить её до такой степени, что Беларуси, как и Украине, могут перекрыть газ, никто не будет. Как, впрочем, и перекрытия газа – это уже не возможно. На мой взгляд, Россия в газовой войне с Украиной если и не потерпела поражение, то не достигла тех целей, которые ставила перед собой изначально. А проиграла Россия, в первую очередь, в имидже надёжного поставщика газа в Европу. После этого у Москвы осложнились отношения с Брюсселем.

Возвращаясь к визиту Лукашенко в Чернигов, хочу отметить, что начинает играть более активную и самостоятельную роль как региональный актор в снижении зависимости от России в энергоресурсах. Об этом свидетельствует заявление Лукашенко о том, что Беларусь готова не только выполнять роль энергомоста (речь идёт об электроэнергии) между Украиной и Балтией, но и поддерживает строительство трубопровода Одесса-Броды-Плоцк. Который должен существенно уменьшить зависимость Европы от поставок и транзита нефти из России. Лукашенко упомянул этот проект. А именно его в Москве рассматривают как антироссийский. Слова о том, что Беларусь готова участвовать в этом проекте, свидетельствуют об уменьшении мощи России, вызванной это газовой войной с Украиной. Россия – не так мощно звучит, как это декларируют её лидеры. Её газовый монополизм не только многих раздражает, но все ощутили запредельную зависимость от этого. И эта зависимость поддерживается довольно грубой внешней политикой России. Я согласен с мнением многих наблюдателей, которые говорят о том, что кадровые дипломаты МИД России не участвуют в этих газовых войнах. Подчерк не тот. Сегодня внешнюю политику России в газовой сфере осуществляют люди, далёкие от дипломатии.

— Получит ли Беларусь какие-то политические выгоды от этого украинского визита?
— Конечно. Повысится роль Беларуси в политике региональной безопасности. Все проекты, связанные с уменьшением энергозависимости от России, в которых будет участвовать Беларусь несёт положительный момент. Который свидетельствует о Беларуси, как о независимом государстве. В то же время нельзя забывать, что Беларусь не только стратегический партнёр России, но и сильно от неё зависящая страна. Степень этой зависимости должна определиться в конце января – начале февраля на заседании Высшего государственного совета Союзного государства. Тогда должны быть окончательно определены цены на газ для нашей страны. Во время этого обсуждения Лукашенко будет в своей колоде держать и Украинскую карту.