Разрушая стены…
Сегодня исполняется 20 лет со дня падения Берлинской стены - страшного символа длившегося 40 лет раздела города, немецкой нации и всей Европы. Объединение Германии произошло стремительно вопреки предсказаниям скептиков и противодействию политиков.
Берлинская стена была возведена 13 августа 1961 года. К этому времени стало совершенно понятно, что коммунистическая система не выдерживает никакой конкуренции в условиях мирного сосуществования двух систем, и все больше немцев переселяются в западную часть Берлина.
Возведение стены стало простым и радикальным решением проблемы. Но уже на третий день ее существования молодой солдат Конрад Шуман перепрыгнул через колючую проволоку, не дожидаясь, пока весь Западный Берлин будет взят в бетонное кольцо. Западному журналисту удалось зафиксировать момент побега, и этот снимок облетел весь мир. По стопам Шумана последовали сотни человек, но побеги в Западный Берлин, куда еще недавно можно было попасть, купив билет на трамвай, с каждым днем усложнялись.
Для того, чтобы предотвратить бегство немцев из «коммунистического рая» Приказ №101, в соответствии с которым “Нарушители границы должны быть уничтожены”. Текста самого приказа в архивах ГДР найти не удалось. Однако в протоколе заседания коллегии министерства обороны упоминается о его существовании.
За промах по нарушителю границы пограничника ждала дисциплинарная ответственность, а за убийство “изменника Родины” — награда. Медаль, личное поздравление главы “штази” (службы государственной безопасности), хорошая денежная премия и дополнительный отпуск. Его можно было провести в доме отдыха министерства обороны ГДР на Балтийском побережье. Путевка для солдата, хорошо выполнившего приказ, была, естественно, бесплатной.
Тем не менее, многие не верили в то, что стена простоит долго. Слишком дикой и абсурдной казалась она даже тем, кто пережил Вторую Мировую войну. Но 17 августа 1962 года ужасное предназначение Берлинской стены стало очевидным. В этот день весь западный мир потрясла смерть Питера Фехтера. Юноша был ранен пограничниками в живот и около часа пролежал на нейтральной полосе, истекая кровью. Несмотря на крики о помощи, никто к нему не подходил. Когда пограничники ГДР вынесли Фехтера с нейтральной полосы, было поздно. Он умер почти сразу в тюремной больнице. Всего при попытке преодолеть стену были застрелены по разным данным от 160 до 938 человек. За неудачную попытку побега или его подготовку к уголовной ответственности были привлечены около 60 тысяч человек.
Берлинская стена разрубила Германию, разделив города и семьи. На протяжении почти тридцати лет каждая Германия жила своей жизнью. Западная, со столицей в Бонне, наслаждалась прелестями свободного рынка и строила мощнейшую экономику при существенной поддержке Запада. Восточная Германия тоже получала безграничную экономическую и политическую поддержку – от Советского Союза. Эти деньги были использованы на создание милитаризованной страны, живущей в страхе перед всезнающим «штази». Только офицеров государственной службы безопасности в стране с населением 17 млн. было более двухсот тысяч. Численность сети «добровольных» информаторов неизвестна, но очевидно, что их было в несколько раз больше чем штатных «штазистов». И это не считая полиции, вооруженных сил, а также советских военных баз, на которых размещались отборные войска, в любую секунду готовые к удару по западным странам.
Тем не менее, даже такими мерами не удалось удержать в подчинении население. Дряхлость политического руководства и экономическая отсталость сыграли свою роль.
Несмотря на очевидную тупиковость пути развития, выбранного руководством ГДР, ни на Востоке ни на Западе не верят в скорое падение Берлинской стены, а многие откровенно не желают этого. Рональд Рейган, Михаил Горбачев, Гельмут Коль позднее признались, что, хотя и считали себя оптимистами, не могли предвидеть столь быстрого развития событий, и думали, что процесс объединения Германий растянется на 30-40 лет.
Что касается Маргарет Тэтчер, то она выразила свою позицию достаточно ясно. «Я так люблю Германию, что хочу, чтобы их было две,» — сказала она однажды.
Но свое слово сказал народ. C середины 80-х годов обстановка в ГДР становится все менее спокойной. В то время как в СССР проводится политика перестройки, руководство ГДР продолжает игнорировать веление времени. Оппозиция по-прежнему подвергается преследованиям. Число тех, кто решил как можно скорее покинуть ГДР, неудержимо растет. В середине августа 1989 года около 600 туристов из ГДР, проводивших отпуск в Венгрии, бегут в Австрию. Венгерские пограничники не пытаются предотвратить побег. Более того, Будапешт поднимает “железный занавес” и разрешает гражданам ГДР свободный выезд на Запад.
Руководство СЕПГ пытается перекрыть поток туристов в Венгрию. После этого тысячи граждан ГДР, пытаясь добиться выезда на Запад, начинают осаждать дипломатические представительства ФРГ в Праге и Варшаве. В конце сентября глава МИДа ФРГ Ганс-Дитрих Геншер (Hans-Dietrich Genscher) вылетает в Прагу. Тысячам граждан ГДР, собравшимся у посольства Федеративной Республики, он сообщает, что им разрешен выезд на Запад. Получают такое разрешение и беженцы, укрывшиеся в западногерманском посольстве в Варшаве.
Торжества по случаю 40-летия основания ГДР, проходящие в начале октября 1989 года, превращаются для восточногерманского руководства в фарс. Не обращая никакого внимания на то, что творится вокруг, глава партии и правительства Эрих Хонеккер (Erich Honecker) поет дифирамбы ГДР и ее общественному строю. И даже призывы Михаила Горбачева к реформам в ГДР пропадают втуне. Однако неизбежность перемен стала ясна и большей части руководства ГДР. 18 октября Хонеккер был вынужден уступить власть Эгону Кренцу (Egon Krenz).
Новое руководство СЕПГ обещает провести реформы. 4 ноября на площади Александерплатц в Берлине собирается около 400 тысяч демонстрантов, требующих свободы слова, отставки правительства и свободных выборов. По всей ГДР начинаются волнения. В Лейпциге оппозиция объединяется вокруг Евангелической церкви. 6 ноября в демонстрации принимает участие свыше полумиллиона человек.
9 ноября объявляется о сведении до минимума формальностей, связанных с оформлением виз в ФРГ. В этот же день многие восточные немцы отправляются к Берлинской стене, чтобы выяснить все досконально. Пограничники еще не знают о новых правилах выезда и пытаются отогнать собравшихся, однако вскоре вынуждены уступить и открыть проходы. Берлинская стена дает первую трещину.
Новый глава правительства ГДР Ханс Модров (Hans Modrow) заверяет, что процесс перемен необратим. Он обещает реформировать политическую систему и экономику ГДР. Михаил Горбачев сообщает, что он приветствует перемены, однако при этом подчеркивает, что объединение Германии на повестке дня не стоит. Между тем канцлер ФРГ Гельмут Коль (Helmut Kohl) уже в конце ноября представляет свой план преодоления раздела Германии.
Объединение происходит быстрее, чем ожидалось. Предпосылкой к созданию общегерманского государства остановятся парламентские выборы в ГДР в марте 1990 года. С большим отрывом побеждают восточногерманские христианские демократы. Их лидер Лотар де Мезьер (Lothar de Maizière) становится главой правительства ГДР. В середине мая 1990 года Коль и де Мезьер подписывают договор о создании единого экономического пространства.
Однако объединение – не просто внутреннее дело немцев. В мае 1990 года в Бонне начинаются переговоры по формуле “2 плюс 4” при участии обоих немецких государств и четырех держав-победительниц: СССР, США, Франции и Великобритании. Больше всего споров вызывает вопрос о вхождении будущей единой Германии в военные блоки.
На встрече в Железноводске 16 июля 1990 года Коль и Горбачев договариваются по всем спорным пунктам. Горбачев соглашается на вхождение объединенной Германии в НАТО. Определяется срок вывода советских войск с территории ГДР. В свою очередь, правительство ФРГ берет на себя обязательства в рамках экономического сотрудничества с Советским Союзом. Эта договоренность и окончательное признание Германией западной границы Польши по Одеру и Нейсе являются последними штрихами на пути объединения.
3 октября 1990 года ГДР присоединяется к зоне действия Основного закона ФРГ. Иными словами, Германия становится единой страной.
Дети играют в тени Берлинской стены.
Молодой немец, раненный при бегстве в Западный Берлин и спасенный западноберлинской полицией.
Еще один человек выбрал свободу
Рожденный на свободе: “западные немцы” показывают своего сына родственникам, оставшимся в восточной части Берлина
Восточно-германские военные выносят из разделительной зоны тело 17-летнего Петер Фетчера. Он был ранен при попытке бегства на Запад и несколько часов истекал кровью. Тело вынесли только после того, как он умер.
Первый беглец: Знаменитый снимок Питера Лейбинга — солдат армии ГДР бежит из восточного сектора Берлина в западный.
15 августа 1961 г., на третий день после начала возведения Берлинской стены, в 16:00 в районе Бернауэрштрассе 19-летний военнослужащий пограничных войск Конрад Шуман перепрыгнул через мотки колючей проволоки, обозначающие линию будущей стены, и добежал до машины полиции Западного Берлина, которая стояла неподалеку. Конраду повезло — в то время в армии ГДР еще не было приказа стрелять по беглецам.
Контрольно-пропускной пункт.
“Западные немцы” передают привет своим “восточным” родственникам.
Демонстрация протеста. На флаге Восточной Германии зачеркнут коммунистический герб.
Восточно-германский солдат ликует вместе с мирными жителями.
Каждый хотел отколоть кусочек стены.
Минуты спустя после снятия запрета на переход.
Торжества по случаю разрушения стены.
Две страны — один народ.
400 тысяч человек вышли на улицы требовать перемен.
У Брандбургских ворот.
Похороны последнего немца, убитого при попытке побега на Запад за несколько дней до падения стены
Молодые немцы пересекают разделительную полосу. Двумя днями ранее их изрешетили бы пули.
Не все верили, что это надолго. Четыре с половиной миллиона человек хлынули в бреши в стене в первый же день.
Фрагменты разрушенной стены сразу же стали площадкой для творчества.