Фабрика душ

В системе образования составляются "политические досье" на студентов.

Уже достаточно долго в высших учебных заведениях Беларуси применяют практику кураторства – своеобразной «опеки» вуза над студентами. В БГУ, например, такая практика сложилась еще двенадцать лет назад. Однако тогда положения о кураторстве носили, скорее, рекомендательный характер и не вменяли куратору обязанность строго следовать предписаниям «от и до» (оставалась даже возможность «создавать свою систему воспитания»).

Но вот с апреля 2006 года действует постановление Министерства образования РБ в виде недвусмысленной «Инструкции об организации работы куратора студенческой группы учреждения, обеспечивающего получение высшего образования». Это весьма любопытный документ, который заслуживает специального анализа. Здесь можно увидеть формулировки, позволяющие понять суть молодежной политики, проводимой государством в отношении своих юных граждан.

Прежде всего, куратор рассматривается как посредник между ректоратом вуза, деканатом факультета и студенческой группой. По приказу ректора он назначается из числа преподавателей, что подразумевает дополнительную нагрузку по «общественной линии». В этом не было бы ничего зазорного, если понимать под кураторством содействие первокурсникам в ознакомлении с традициями вуза, их профессиональном ориентировании и помощь в рамках учебного процесса. Однако этим дело не ограничивается, и с самого начала ставятся требования по «воспитанию» студентов, причем в сочетании с идеологической подготовкой. Речь, таким образом, идет о формировании у студентов «патриотизма и гражданской ответственности».

Предлагаемые методы работы при этом приводят в откровенное недоумение. Так, согласно инструкции, куратор ОБЯЗАН «всесторонне изучать индивидуально-личностные особенности и морально-психологические качества каждого студента, коллектива учебной группы в целом, принимать участие в диагностировании уровня воспитанности студентов» (п. 4.2.1). Интересно, каким образом куратор может охватить «заботой и вниманием» каждого, да еще на уровне квалифицированного психолога?

Предлагаемые «педагогические наблюдения за студентами (в том числе во время учебных занятий)» не позволяют этого сделать, так что остается «проведение культурно-досуговых, оздоровительных мероприятий и общественно-полезной работы» в неучебное время. Но когда же готовиться к своим непосредственным обязанностям – проведению занятий и научных исследований? Пока всех изучишь, к каждому найдешь правильный подход, убедишь и воспитаешь… Да и на свою личную жизнь хорошо бы время оставить.

Однако, похоже, об этом можно забыть – ведь еще требуется «проведение со студентами индивидуальных и групповых бесед и консультаций по вопросам социально-экономического и культурного развития РБ, государственной молодежной политики с целью освоения студентами ценностных ориентаций, общественных норм и правил, основанных на государственной идеологии, идеях гуманизма, добра и справедливости» (п. 2.3.3.). Необходимо также «вовлечение студентов в социально-значимую работу (шефская и волонтерская деятельность, педагогические отряды), туристскую и краеведческую деятельность, способствующую гражданско-патриотическому и идейно-нравственному воспитанию студентов». Кроме того, нужно консультировать их по вопросам здорового образа жизни, правильного питания, личной гигиены и т. п.

Фактически, перед нами – очередной черновик «Тимура и его команды» в формате «Повести о настоящем человеке». Проект создания нового поколения «с нуля», где все должно быть учтено до мельчайших деталей и любые стороны жизни «юного патриота» уже предписаны – от учебы и досуга до мыслей и ощущений. В идеале его сердце должно биться в унисон с миллионами таких же сердец, преданных вождю и отечеству. Куратор же здесь предстает как креатор – не просто как воспитатель и учитель, но создатель «настоящего человека».

Возможно, столь глобальные задачи изначально не ставились. Просто наверху решили сразу ориентировать студентов в «правильном» направлении, занять их «полезной» работой, чтобы на «вредные» митинги ходить неповадно было. И неважно, что вуз должен прежде всего давать знания, а воспитывать – дело семьи: ее ведь не проконтролируешь, а вуз – вполне возможно. Государству гораздо выгоднее усилиями преподавателей и БРСМ создавать отряды «тимуровцев», делая воспитание вопросом политики, а не нравственности. Так кураторство становится инструментом агрессивной социальной инженерии, пытающейся поставить на поток и профессионально, как на фабрике, наладить штамповку человеческих душ.

Но, как всегда, вместо фабрики получается фабрикация. Поскольку никаких возможностей и желания выполнять все требования у кураторов нет, то журнал, в котором они должны отчитываться за свою деятельность, превращается в шедевр бюрократического формализма. Он представляет собой восемьдесят страниц сплошного бумагомарания. Между тем, этот журнал в любом случае служит для сбора исчерпывающей информации – как на каждого отдельного студента, так и на группу в целом. Полученное досье может быть использовано в дальнейшем как угодно, и ничего хорошего это не сулит.

Таким образом, учреждения высшего образования становятся лабораторией по проведению педагогических экспериментов над студенчеством со стороны государства. Назойливая опека и декларируемая забота о молодежи грозит превратить любой университет страны из «кузницы кадров» в «фабрику душ». Но, скорее всего, он просто станет «домом, где разбиваются сердца».

Александр Сарна, “Новая Эўропа”