Евросоюз создает единый МИД: европейскую службу внешних действий

Совет Евросоюза одобрил проект создания единой европейской службы внешних действий (ЕСВД), предложенный председателем ЕС по внешней политике и безопасности Кэтрин Эштон.

Новая структура, которая будет иметь около 7 тыс. сотрудников и посольства в 136 странах мира, начнет работать уже летом. Правда, для этого баронессе Эштон придется убедить депутатов Европарламента в том, что только благодаря проведению столь масштабной реформы мир сможет “услышать голос Европы”.

Перед началом встречи совета министров стран ЕС, которая прошла в понедельник в Люксембурге, глава внешнеполитического ведомства Евросоюза Кэтрин Эштон не скрывала волнения. “Я скрестила пальцы и жду хороших новостей. Надеюсь, что они одобрят наше предложение и мы сможем дальше двигаться вперед”,— заявила баронесса. Создание европейской службы внешних действий (ЕСВД) стало возможным после вступления в силу в декабре прошлого года Лиссабонского договора, который является аналогом европейской конституции. “На внешнеполитической арене Европа должна выступать более весомо, чем раньше. Мы должны позаботиться о том, чтобы наш голос был услышан”,— говорила госпожа Эштон на состоявшихся в начале января слушаниях в Европарламенте.

Как пояснил “Ъ” эксперт Лондонского центра европейских реформ Томас Валасек, цель грандиозного проекта госпожи Эштон состоит в повышении эффективности внешнеполитического аппарата единой Европы, структура которого раньше была весьма запутана. В частности, функции еврокомиссара по внешним связям Бениты Ферреро-Вальднер и верховного представителя ЕС по внешней политике Хавьера Соланы не были четко разграничены. “При этом они занимались лишь дипломатией, а финансовые потоки контролировала Еврокомиссия”,— напомнил эксперт.

Структура единой дипломатической службы ЕС была обнародована в конце марта. Баронесса Эштон заявила, что под ее руководством окажется около 7 тыс. человек, треть из них будет работать в Брюсселе в центральном аппарате. Административные функции будут возложены на генерального секретаря новой службы. Его имя пока неизвестно, однако в списке кандидатов значатся гендиректор департамента Еврокомиссии по вопросам торговли ирландец Дэвид О`Салливан, посол Франции в США Пьер Вимон, французский постпред в Брюсселе Пьер Селлаль и советник канцлера ФРГ Кристоф Хойсген.

Важным пунктом реформы европейской дипломатии является передача в ведение ЕСВД 136 представительств Еврокомиссии в разных странах мира, которые фактически станут посольствами. При этом эксперты не исключают, что после реформы небольшие европейские страны упразднят часть собственных дипломатических миссий, передав их полномочия посольствам ЕС.

Итоги заседания в Люксембурге не могли не порадовать госпожу Эштон. “Мы получили политическое согласие Совета ЕС, что позволит продолжить переговоры с Европарламентом”,— заявила она. Впрочем, на очередной стадии создания нового дипломатического ведомства баронесса Эштон наверняка столкнется с куда большим сопротивлением. Европарламентарии не обладают правом решать вопросы, связанные со структурой и функциями ЕСВД, однако в их ведении находится бюджет новой службы и они уже сейчас заявляют, что серьезно подумают над тем, на что ассигновать деньги, а на что нет.

При этом многие члены Европарламента высказываются негативно относительно проекта госпожи Эштон. На прошлой неделе лидеры трех крупнейших фракций Европарламента — Европейской народной партии, Прогрессивного альянса социалистов и демократов и Альянса либералов и демократов Европы — отметили в совместном заявлении, что создаваемой структуре не хватает “подотчетности перед европейскими институтами” — в первую очередь перед Европарламентом. Депутаты пригрозили заблокировать проект, если Еврокомиссия и Совет ЕС не начнут с ними серьезного диалога на этот счет.

Впрочем, как заверил “Ъ” эксперт Томас Валасек, депутаты все-таки примут план госпожи Эштон, хотя, возможно, и с небольшими корректировками. В таком случае министерство иностранных дел Евросоюза заработает уже этим летом.

“Коммерсантъ”