Эстония перейдет на евро

Министры финансов 27 стран Евросоюза, собравшиеся вчера в Люксембурге, пришли к заключению, что Эстония выполнила все требования ЕС и может присоединиться к еврозоне с 1 января 2011 года.

Во многом это политическое решение, призванное показать, что, несмотря на проблемы с евро, не входящие в еврозону страны Евросоюза по-прежнему туда стремятся.

Эстония станет 17-м членом еврозоны с 1 января 2011 года, торжественно объявил председатель Еврогруппы Жан-Клод Юнкер по завершении встречи. Ее участники особо не скрывали мотивы принятого решения. “Никто не хочет выйти из еврозоны, все, напротив, стремятся присоединиться к ней”,— назидательно отметил глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, давая понять, что, несмотря на долговые проблемы европейских стран, падение курса евро и нарастающий ропот населения в Германии — главном доноре ЕС, европейская валюта сохраняет свою притягательность, и это внушает надежды на ее лучшее будущее.

В принятом главами финансовых ведомств Евросоюза документе содержатся пожелания правительству Эстонии: оно должно проводить разумную бюджетную политику и стремиться к тому, чтобы внутреннее потребление базировалось на реально произведенных ценностях, а не кредитных деньгах. Правительству также рекомендуется оценить возможность повышения налогов и призвать граждан к бережливости.

Как бы то ни было, но Эстония действительно соответствует трем основным маастрихтским критериям, по которым определяется готовность государства ввести в обращение единую европейскую валюту. Это показатели дефицита бюджета, госдолга и уровня инфляции. По последним данным, дефицит эстонского бюджета составляет 2,4% от ВВП при разрешенных 3%, а госдолг не превышает 9,6% от ВВП при допустимых 60%. С трудом, но пока удерживается и инфляция, однако Европейский центробанк выразил опасение, что стране будет сложно контролировать рост потребительских цен после вступления в еврозону.

Окончательное решение о присоединении Эстонии к еврозоне и курсе привязки кроны к евро будет принято на заседании Совета министров финансов ЕС 13 июля.

“Коммерсантъ”