Евросоюз создаёт новые антикризисные органы

В ЕС запущен механизм масштабной реформы этого сектора.

Европейская интеграция обретает новое измерение – финансовое. Регулировать процесс должны новые наднациональные органы, которые также призваны противостоять будущим кризисам, сообщают “Вести ФМ”.

Всего Совет министров финансов стран ЕС решил создать 4 новых института. Уже в январе будущего года в Лондоне начнёт свою работу Европейская банковская организация. За работой страховых компаний из Франкфурта будет следить организация страхования и пенсионного обеспечения. В Париже разместится орган контроля над фондовыми рынками и обращением ценных бумаг. Кроме того, будет создан Европейский совет по системным рискам, который должен отслеживать угрозы для финансовой стабильности региона в целом. Полномочия новых институтов ещё предстоит определить, но прежняя система уже показала свою неспособность адекватно реагировать на глобальные экономические проблемы. И нынешняя реформа – действительно большой прогресс для всего Евросоюза, отмечает начальник отдела доверительного управления “Европейского трастового банка” Елена Чернолецкая.

“Европейская система финансов по-прежнему остаётся разрозненной. На настоящий момент существует очень немного органов, которые охватывали деятельность Евросоюза в сфере финансов как общую деятельность. Большинство вопросов всё-таки решалось на национальном уровне, из-за чего в результате кризиса фактически вылезли “дыры” каждой экономики в отдельности”, – комментирует Чернолецкая.

Самый больной вопрос для всей Европы – долги периферийных стран еврозоны – возник именно из-за разрозненности финансовой политики ЕС. Именно эти проблемы прежде всего предстоит решать в рамках реформы. Известно, что помимо создания новых регуляторов, большие полномочия появятся у Еврокомиссии. Исполнительный орган ЕС сможет анализировать проекты национальных бюджетов и выносить свои рекомендации. Именно рекомендации, а не обязательные для исполнения решения будут принимать и новые органы Евросоюза. Предписания могут выноситься правительствам, национальным регуляторам и международным финансовым компаниям. По-настоящему делиться частью суверенитета в этой сфере члены ЕС ещё не готовы. В частности, против наделения новых организаций полномочиями, превышающими права национальных регуляторов, выступили такие тяжеловесы, как Германия и Великобритания. Впрочем, даже в усечённом виде реформа будет полезна, считает заместитель начальника аналитического отдела агентства “Инвесткафе” Александра Лозовая.

“Видимо, таков уж европейский подход, что без создания очередной бюрократической структуры обойтись никак нельзя. Пока планируется, что предписания новых панъевропейских регуляторов будут носить рекомендательный, но не обязательный характер. Но как показывает практика, финансовые институты предпочитают всегда исполнять рекомендации регуляторов. В среднесрочной перспективе реформа сократит доходность финансового сектора в общем, но улучшит ситуацию с долговыми дисбалансами государств. Риски финансовой системы в целом должны снизиться, следовательно, должна снизиться и волатильность цен на рынках капитала”, – считает Лозовая.

А Елена Чернолецкая из “Европейского трастового банка” считает, что несмотря на формальное отсутствие механизмов принуждения, реальные рычаги воздействия в рамках новой системы всё же найдутся.

“В Евросоюзе сейчас практически невозможно ввести органы, которые будут создавать какие-то жёсткие законодательные меры в этой сфере. Такие меры будут введены в дальнейшем, но сейчас уже хорошо, что все страны согласились в целом соблюдать некие нормы, хотя бы рекомендательные. Все понимают, что введение таких органов на руку лидерам Евросоюза. А учитывая тот факт, что именно эти страны являются основными донорами слабых регионов, здесь, скорее всего, будет играть роль и политическое влияние этих стран, когда в любой момент, в том случае если слабые страны не будут выполнять предписания данных органов, более сильные страны смогут влиять на решения более слабых стран”, – размышляет Чернолецкая.

Голосование в Европарламенте по вопросу реформы намечено на конец сентября. Но принципиальное согласие по проекту изменений между ветвями общеевропейской власти и странами-членами ЕС уже достигнуто.