«Неправильные» бюллетени рвались и выкидывались, вместо них подкладывали «правильные»

Провластный «наблюдатель» рассказал о том, как в Беларуси фальсифицируются выборы.

В пресс-службу гражданской кампании «Европейская Беларусь» пришло письмо, которое мы публикуем без изменений.

«Я прочитал статью «Сенсационное свидетельство подполковника милиции: Как в Беларуси фальсифицируют выборы», в которой Николай Козлов описывает факт подтасовки результатов голосования во время проведения парламентских выборов в 2008 году.

Со своей стороны я хотел бы рассказать об известных мне механизмах фальсификации выборов в Беларуси.

В период с 1997 по 2002 годы я работал заместителем начальника отдела в Молодечненском районном исполнительном комитете. За это время в качестве наблюдателя от трудового коллектива Молодечненского райисполкома я принимал участие в выборах в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов Республики Беларусь и Президента Республики Беларусь на избирательных участках Городокского сельского Совета и д. Красное.

Как оказалось, наблюдатели от трудового коллектива райисполкома это ответственные работники, как правило заведующие или заместители заведующих отделов, задачи которых сильно отличались от функций других наблюдателей от трудовых коллективов, общественных объединений и политических партий.

На специальном инструктаже мне объяснили цели нашего наблюдения. В первую очередь, это оказание, в случае необходимости, помощи участковой избирательной комиссии в получении нужных результатов голосования, выхода на доведенный процент. Во вторых – это наблюдение за самой избирательной комиссией на предмет готовности ее членов выполнять поставленную задачу. И в третьих – выступление в качестве оппонента действительно независимым наблюдателям, с целью нейтрализации поступившей от них информации об установленных фальсификациях.

Таким образом, я имел возможность наблюдать за выборами с «другой стороны».

Выборная компания Президента Республики Беларусь 2001 года в Молодечненском райисполкоме начинались с вводного собрания, на котором, за закрытыми дверями актового зала, в обстановке секретности, перед руководителями предприятий, организаций района и работниками райисполкома выступали руководители райисполкома и объявляли кандидата, который должен победить на выборах. На этом же собрании все руководители предупреждались о персональной ответственности за получение нужного результата и выхода на доведенный процент.

На избирательных участках фальсификации результатов голосования начинались уже во время предварительного голосования. Именно в это время урны с бюллетенями остаются на длительное время без присмотра наблюдателей, и именно поэтому в это время властями проводился принудительный «загон» населения на избирательные участки. О фальсификациях при досрочном голосовании мне рассказывали сами члены избирательных комиссий, о конкретных случаях таких фальсификаций рассказывает в своей статье подполковник милиции Николай Козлов.

Находясь на избирательном участке в д. Петровщина я был свидетелем следующих событий. В день выборов на избирательный участок приехали два наблюдателя, два молодых человека, от одной политической партии. Ребята действовали грамотно, наблюдали за работой комиссии поочередно, вели себя корректно и не давали повода для удаления с участка. Вместе с тем избирательной комиссии необходимо было реализовать поставленную перед ней «задачу». Причем? не просто реализовать, а выйти на заданные цифры. Члены избирательной комиссии посовещавшись, решили задействовать переносную урну и произвести вброс «правильных бюллетеней» при подворовом обходе избирателей. Так и было сделано.

Вспоминаю радостный рассказ одного из участников подворового обхода. Здравствуйте бабушка, у нас выборы, вот голосуйте…А я не знаю за кого, ну я хоть за кого, только вот не за этого, он уже надоел, что мне нужно сделать?…Ну тогда его вычеркивайте, ставьте напротив его крестик…. Так за кого же проголосовала бабушка?

Члены избирательной комиссии «сжалились» над замерзшими наблюдателями и пригласили их на обед. В конце концов те согласились и пообедав выпили предложенные сто грамм, а потом еще…После обеда уже никто не мешал членам избирательной комиссии производить вброс «правильных бюллетеней» в уже не защищенную стационарную урну.
Приехавшие на избирательный участок руководители колхоза и председатель сельского Совета рассказали какую они проделали работу для достижения «нужного результата». Местному населению было разъяснено, что в случае «неправильного голосования» колхоз не будет оказывать помощь техникой при уборке урожая с приусадебных участков и ведении подсобных хозяйств, не будут выделяться корма и участки для их заготовки и т.п.

Подсчет результатов голосования членами комиссии осуществлялся в строгом соответствии с доведенными и еще раз согласованными по телефону с районной избирательной комиссией цифрами. Лишние «неправильно» проголосовавшие бюллетени рвались и выкидывались, недостающие «правильные» тут же заполнялись и подкладывались. Для этого у избирательной комиссии имелись запасенные пустые бюллетени. После этого составлялись итоговые протоколы.

В следующей избирательной компании я принимал участие в качестве наблюдателя на избирательном участке в д. Городок. Наблюдатели от оппозиции на этом избирательном участке не присутствовали и вброс в урну «правильных бюллетеней» осуществлялся в любой подходящий момент при отсутствии на участке избирателей. Подсчет осуществлялся таким же, ранее описанным мной способом.

Избирательный участок в д. Красное находился на территории воинской части. Фальсификация выборов на этом участке была обеспечена одним административным ресурсом при помощи запугивания. Командование части нам сообщило, что согласно устного приказа, в случае нахождения избирательной комиссией в урне для голосования хоть одного «неправильно» проголосовавшего бюллетеня никто из военнослужащих не уйдет в увольнение. Солдаты пришли в установленное время строем. Результаты голосования за «правильного кандидата» были стопроцентными.

Запугивание избирателей происходило и перед выборами в результате реализации избирательной комиссией норм самого Избирательного кодекса. Работники райисполкома, разбившись на группы на служебных автомобилях осуществляли выборочную проверку подписей за выдвижение в первую очередь оппозиционных кандидатов.

Проверка осуществлялась так, группа представительно одетых людей приезжали в населенный пункт, представлялись работниками исполкома, показывали подписной лист подписавшему и спрашивали, его ли эта подпись. Было хорошо заметно, как люди начинали нервничать и даже испытывать чувство страха. Доходило до того, что некоторые принимали лекарственные средства, а некоторые даже отказывались от своих подписей. Были слышны разговоры местных жителей между собой…Вот подписались, и нас за это накажут…

Мировым сообществом выборы Президента Республики Беларусь 2001 года, как и 2006 года не были признаны свободными и честными.

Вместе с тем, трудно осуждать людей, причастных к фальсификациям выборов, ведь далеко не всегда они делали это по своему убеждению. Виной всему служит наличие в нашей стране противоречащей международным нормам, Конституции и Трудовому Кодексу Республики Беларусь системы срочных трудовых контрактов, Декрета № 29. Который, принятый диктатором Лукашенко А.Г., призван создать атмосферу страха перед нанимателем и являться средством давления на работника. И боле того, в созданной им тоталитарной системе государственного управления, когда ветви власти полностью лишены своей независимости, никто не может рассчитывать на соблюдение своих законных прав и чувствовать себя защищенным от произвола органов милиции и спецслужб.

В нынешней выборной компании Президента Республики Беларусь властью были сделаны попытки по либерализации выборов. Являясь членом инициативной группы граждан по выдвижению кандидатом в Президенты Республики Беларусь Андрея Санникова я могу подтвердить, что были созданы неплохие условия для сбора подписей. Но на этом либерализация закончилась.

Согласно решению Молодечненского райисполкома от 11.11.2010 № 900 на территории района было запрещено размещение агитационных материалов вне закрытых помещений (уличных информационных тумбах, стендах, досках и т.д.), а размещение агитационных материалов в помещениях было ограничено списком объектов. Более того, агитационные материалы размещенные в первоначально отведенных местах на витринах магазинов лицевой стороной на улицу провисели только несколько дней, затем они были перемещены работниками магазинов в глубь помещений и повернуты лицевой стороной внутрь.

Формирование участковых избирательных комиссий произведено с минимальным включением в их состав представителей оппозиции. Из 876 членов участковых комиссий Молодечненского района в их состав вошли только 3 представителя политических партий, или 0,34 процента. Остальным представителям оппозиции, в том числе и мне, было отказано без объяснения причин.

Таким образом, как и ранее, государственными органами, используя административный ресурс, подготавливается почва для осуществления фальсификаций выборов.

Пользуясь случаем, хочу призвать избирателей, выполнить свой гражданский долг, создать как можно больше трудностей фальсификаторам, прийти на избирательный участок и проголосовать, и обязательно непосредственно в день голосования, 19 декабря 2010 года.

Нехай Дмитрий Витальевич