Земля Санникова
Каждый из нас мечтает жить в свободной Беларуси, где царит благополучие, уважение к человеку, где жить безопасно, спокойно и радостно.
В день суда над кандидатом в президенты Беларуси Андреем Санниковым я вспомнила о давно прочитанной книге Обручева «Земля Санникова». Белорусский демократ десятилетиями видел в своем воображении другую Беларусь, поднимал народ на митинг против существующего режима Лукашенко, но оказался брошенным за решетку. Обвинение требует для него 15 лет лишения свободы. Санников, как и надлежит первопроходцам, уверен в правильности своих убеждений. Однако на сегодняшнем этапе другая Беларусь — это марево, как и остров-призрак Земля Санникова в Северном Ледовитом океане. Остров открыл опытный исследователь-однофамилец. Однако на Землю Санникова до сих пор не ступала нога человека: он появляется и пропадает на горизонте. Толщи вечной мерзлоты порождают веру в новую землю, в новую жизнь, а растаявший лед напоминает о том, что мы часто строим в своем мозгу хрустальные замки. Однако в Землю Санникова верят. А фантасты от белорусской власти создают другие произведения: мифическую демократию, дутую экономику и политику полной изоляции.
Мифическая демократия
«Представьте: 20 декабря мы победили, и диктатура ушла в прошлое, а Лукашенко на личном самолете бежал в Венесуэлу. Миллионы людей с криками «Ура!» и «Жыве Беларусь!» вышли на улицы. Белорусское телевидение ведет прямую трансляцию с улиц Минска. 16 лет мы ждали этой победы. И вот этот день наступил. Мы, наконец, избавились от коррупционеров и казнокрадов, от засевшей во власти мафиозной группировки. Каждый из нас мечтает жить в свободной Беларуси, где царит благополучие, уважение к человеку, где жить безопасно, спокойно и радостно. 19 декабря мы можем, наконец, эту мечту сделать былью. Выбрать именно ту Беларусь, о которой давно мечтаем. Меня зовут Андрей Санников. Я кандидат в президенты Республики Беларусь и руководитель гражданской компании «Европейская Беларусь»! — таким было выступление оппонента Александра Лукашенко во время избирательной кампании. Александр Григорьевич слишком тяжело эмоционально пережил доступ к «голубому экрану» своих оппонентов. Ведь ему напомнили о пропавших и убитых политиках, журналистах. Санников в открытую заявил об убийстве экс-министра внутренних дел Юрия Захаренко, «государственная карьера которого закончилась в тот момент, когда на утверждение Лукашенко «ты должен выполнить любой приказ президента» он ответил: стрелять в людей я не буду». Вспомнил Андрей Санников и экс-вице-премьера, главу избиркома Виктора Гончара, который бесследно исчез 10 лет назад.
«Если бы он остался жив, наши голоса на выборах не отправлялись бы в мусор прямо из избирательных урн. Мы давно восстановили бы свое право выбирать. Я их знал, этих сильных людей, работал с ними и видел в них лидеров свободной Беларуси», — говорил когда-то кадровый дипломат.
«Мы виноваты сами, прежде всего — власть виновата в этом. Накануне президентских выборов мы додемократизировались до того, что не только вас, но и меня подташнивало. Было уже столько «демократии», что просто тошнило», — так оценил недавно свое состояние президент РБ.
19 декабря недалеко от митингующей площади кандидат в президенты Андрей Санников, его жена и журналистка Ирина Халип, все члены избирательного штаба были арестованы. Арест основного оппонента Лукашенко проходил особенно жестоко, он был зверски избит. «Я стоял близко от цепи спецназа и получил удары по ноге чем-то тяжелым, получил серьезную травму ноги, получил дубинкой по голове. Через какое-то мгновение потерял сознание. Знаю, что жена и мой водитель начали меня закрывать собой, иначе было бы хуже», — сообщил на суде 27 апреля Андрей Санников. Знакомый журналист повез кандидата в президенты в больницу.
«Нас подрезала машина ГАИ, с моей стороны открыли дверь, я попытался объяснить, что сильно травмирован. Но получил удар в лицо, затем несколько ударов ногами по телу, сапогами по рукам», — впервые рассказал Андрей Санников. По его словам он был отвезен на Окрестина, побывал в медпункте, где констатировали серьезность травмы и направили в больницу. Однако вместо больницы Санникова доставили в СИЗО КГБ. А сегодня белорусские спецназовцы, свидетельствуя в суде против кандидата в президенты, говорят о гематомах, оставленных на их ягодицах, видимо, перебитыми ногами Санникова…
До дня суда он находился за решеткой, а его жена, отсидев полтора месяца, была отпущена под домашний арест. Ирина не имеет права выйти в магазин, погулять с четырехлетним сыном, в ее родном доме днем и ночью находятся два сотрудника спецслужб. Ирине была смягчена статья обвинения, теперь ее будут судить по статье 342 УК РБ «организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них». Эта статья предполагает до трех лет лишения свободы. Четырехлетний Данька до сих пор не может понять, почему так долго папа в командировке, а мама болеет и не гуляет с ним. Он пишет папе на работу письма: «О, мой любимый папа! Я так люблю тебя! Хочу, чтобы ты не возился с твоей работой. Пожалуйста, папа, приезжай к нам. Я хочу, чтобы ты привез мне что-нибудь вкусненькое и машинку. С добрым сердцем, папа. Мы с моей мамой хотим, чтобы ты поскорее приехал. Папа, если ты не сумеешь приехать, пожалуйста, попроси тех, кто посылает связь, вернуть нам связь. Папа, мы хотим, чтобы ты вообще к нам приехал. С любовью, Даня. У мамы простуда и ей нельзя выходить. Поэтому мы выходим только с тетей Таней, бабушкой и дедом».
Остается неизвестным, будет ли Данька писать такие письма только отцу или маме тоже. Скоро состоится суд и над Ириной Халип, бабушка Дани уже оформила опекунство над ребенком. Судя по настроению власти, было понятно с первого дня, что Санниковы—Халип будут отвечать по полной. Ведь в глазах Лукашенко семья Санникова — собирательный образ демократии и свободы слова. Так, в одном из последних интервью The Washington Post в ответ на вопрос, помилует ли Лукашенко Санникова и его жену Халип, у которых есть маленький сын, белорусский руководитель подчеркнул, что человек, у которого есть дети, должен думать о них и о последствиях, прежде чем совершать какие-либо поступки. Он заявил, что Санников и Халип были арестованы как «центральные люди», ответственные за беспорядки, и что Халип была переведена только под домашний арест лишь потому, что у нее маленький ребенок. Также Лукашенко назвал откровенной ложью сообщение о том, что к арестованным не допускались адвокаты. Президент РБ попросил журналистку не беспокоиться о заключенных, так как их судьба в их руках, и заверил, что совсем не кровожаден.
Беларусь в изоляции
Уже несколько лет в Минске отсутствует посол США. Дипломатический скандал разгорелся после того, как американская сторона в 2007 году ввела экономические санкции по госконцерну «Белнефтехим»: были заморожены счета, закрыто представительство, а американским бизнесменам было рекомендовано воздержаться от сотрудничества. После событий 19 декабря и беспрецедентного ареста митингующих, недопуска к арестантам адвокатов, неоказания медицинской помощи, закрытия ряда СМИ США и ЕС ввели визовые санкции на въезд белорусских чиновников. Когда сыновья Лукашенко были объявлены персонами нон грата, это задело белорусского руководителя. «Я — не враг США. И к «Аль-Каиде» не принадлежу. Что это за демократия такая, что вы выстраиваете железные занавесы?!» — отреагировал президент РБ. При этом посол США Беларуси не нужен. «А зачем нам посол, который организовывает акции «пятой колонны»? Предназначение посла — улучшать отношения между государствами, а не нагнетать», — заявил Лукашенко в интервью The Washington Post. На заявления Кэтрин Эштон о политизированном приговоре активисту штаба экс-кандидата Некляева Василию Парфенкову, которого приговорили к четырем годам лишения свободы, «бацька» ответил «дипломатично»: «Плевать я хотел на все их комментарии. Это злые и непорядочные люди… Поэтому надо успокоиться и меньше смотреть на то, кто, что и где вякнет. Пусть говорят что угодно».
Хозяин из колхоза закрыл и офис ОБСЕ в Минске по простой причине: не понравились выводы наблюдателей по президентским выборам 19 декабря 2010 года. «Мы больше никому не будем пытаться понравиться. Мы делали это, чтобы было проще и лучше нормализовать отношения с Европейским Союзом, американцами. Они поставили перед нами условия, и мы их свято выполняли. За что нас, видимо, правильно критиковали — нечего прогибаться под них. Все равно от этого ничего не получишь», — сказал он.
Отношения Беларуси и России носят синусоидальный характер. Прошлым летом на канале НТВ выдает в эфир сенсационный фильм «Крестный батька» о неизвестных страницах жизни белорусского лидера. «Никакие это не СМИ. Абсолютно точно — это команда Медведева. Не знаю, насколько это поддерживается Путиным, но у меня есть сведения, что он эту позицию поддерживает. Это команда Медведева. Они ко мне подобрались, затем к Лужкову», — заявил российским СМИ Лукашенко. Летом же прошлого года между Минском и Москвой разгорелся «газовый скандал». Москва выставила своему соседу сумму долга в 192 млн. долларов, президент России Дмитрий Медведев отказался дать отсрочку белорусской стороне. Беларусь выставила «Газпрому» долг за транзит — около 220 млн. долларов. Газовые бои достигли такого накала, что Лукашенко пригрозил перекрыть транзит российского газа в Европу. В Брюсселе даже было созвано экстренное заседание по урегулированию вопроса.
Президент Беларуси выступил в СМИ с заявлением о том, что ответ кроется не в цене на газ, а «гораздо глубже». «Во-первых, у них глаз горит на государственную собственность в Беларуси, которая сегодня не приватизирована, и они хотят прихватить ее по дешевке, во-вторых, им не нравится здесь Лукашенко», — сказал он. И уже через несколько недель после этого заявления Александр Лукашенко, Дмитрий Медведев и Нурсултан Назарбаев подписали соглашение о вступлении в силу Таможенного кодекса. А через полгода Россия признала президентские выборы в Беларуси, назвав их внутренним делом страны.
С кем еще сохранились хорошие отношения у Беларуси? Ливия и другие страны арабского мира покинули этот список по революционным причинам, им бы внутри своих стран разобраться. От Киргизии в Минске остался только Бакиев. А еще Азербайджан, Грузия, Туркмения, Казахстан, Узбекистан, Иран, Китай, Куба. И конечно, лучший друг Александра Григорьевича — Уго Чавес (Венесуэла). Но не у всех из этого списка можно попросить кредит. А попросил кредит Лукашенко не у президента России Медведева, а у премьер-министра Путина. Минск запросил два миллиарда долларов у контролируемого Россией антикризисного фонда Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), еще один миллиард — непосредственно у российского правительства. Это не считая денег, которые Беларусь попросила у России на строительство атомной станции (сумма может составить 9 млрд.). Россия взяла тайм-аут, а лексика Лукашенко относительно России стала мягкой: «Мы с Владимиром Путиным никогда врагами не были. Он там что-то сказал, я там что-то сказал. Мы разговаривали с ним нормально, обсуждая все проблемы». И вот на этой неделе в кои веки заговорил посол РФ в РБ Александр Суриков. Он подчеркнул, что в качестве условий предоставления ресурсов Россия предлагает Беларуси провести приватизацию. «Должны быть проведены структурные реформы, в том числе частичная приватизация. Я не понимаю (позиции властей Беларуси): это народное, мы это не можем продать». Очевидно, что у белорусского лидера не будет другого выхода для спасения экономики, как приватизация крупных белорусских предприятий.
До 26 апреля в списке друзей Беларуси числилась и Украина. Но неожиданно для украинской стороны президент Беларуси не прилетает в Чернобыль на встречу с президентом Украины Виктором Януковичем и президентом РФ Дмитрием Медведевым. Более того, он позволяет себе сделать некорректное заявление о «вшивости» украинской власти. «Вы задайте этот вопрос Януковичу — почему белорусский президент не присутствует на их мероприятиях, — сказал Александр Лукашенко. — Это вы у них спросите. К сожалению, вшивости хватает у нынешнего руководства Украины». Президент подчеркнул: «Напрашиваться я ни к кому не собираюсь. И быть каким-то подпевалой я тоже не собираюсь ни у одного президента, ни у другого».
Белорусский лидер прокомментировал высказывания Жозе Баррозу о том, что если Лукашенко приедет на международную конференцию по чернобыльским вопросам в Киев, то он туда не поедет. «Что касается таких козлов как Баррозу, ну, был какой-то Баррозу в Португалии, выгнали его и устроили в Еврокомиссию. Я мало смотрю, что там где ляпнул из европейских чиновников», — сказал Александр Лукашенко.
Сегодня многие эксперты задались вопросом: Лукашенко тупо сорвался и обиделся за неприглашение на саммит 19 апреля или играет в кремлевские игры? Бытует мнение, что в президентском спарринге Медведев—Путин Лукашенко занял сторону Путина (в России грядут президентские выборы). И оскорбительное заявление белорусского руководителя — месть за невступление Украины в Таможенный союз. Возможно, Владимир Путин рассчитывал в своей избирательной кампании на такой козырь: привести Украину как трофей в Таможенный союз.
Вот так сегодня выглядит внешняя политика Беларуси, которую хотел кардинально изменить Андрей Санников, еще в 1996 году подавший в отставку с должности заместителя министра иностранных дел в знак протеста.
«Я действительно хочу, чтобы Беларусь стала европейской страной, где пренебрежительное отношение к людям влечет за собой немедленную отставку чиновника, допустившего такое отношение. И я знаю, как сделать Беларусь европейской. Нет у нас ни потребности, ни нужды конфликтовать с соседями. Нет сегодня проблемы выбора между Россией и Европой. Беларусь будет двигаться в Европу, сохраняя прочные отношения стратегического партнерства с Россией и укрепляя отношения с Украиной», — считает узник совести Санников.
Беларусь спасет нефть
Во время избирательной президентской кампании Александр Лукашенко говорил о том, что стабильности Беларуси все завидуют. В конце года 2010 средняя зарплата составила 510 долларов, ее выплачивали взятыми кредитами. Однако мыльный пузырь быстро лопнул и превратился в инфляцию, повышение цен на продукты, транспорт. Зарплата снизилась на 12%. За два месяца золотовалютные резервы Нацбанка сократились почти на 1 млрд. долл., эксперты утверждают, что казна пуста. В марте 2011 года в Беларуси, как в банках, так и в обменных пунктах, пропала валюта. В обменных пунктах неизменно висят таблички покупки 3100 рублей за один доллар, но табличка по продаже отсутствует. В панике население скупило 768 млн. долл. В стране снова заработал черный рынок валюты. И теперь есть два курса: официальный и реальный. На черном рынке валюта стоит на 20—40 % дороже. И снова всплыла напоминанием из 90-х странная профессия «валютчик». Финансисты прогнозируют, что уровень инфляции достигнет рекордной отметки в 20%. Цены растут как на дрожжах. В некоторых регионах народ скупает товары первой необходимости за считанные минуты. Напуганные ростом цен и дефицитом валюты люди затовариваются впрок.
Белорусские предприятия в условиях плановой экономики на «пятилетку» работают на склады. По официальным данным, ежемесячно 30% произведенной продукции оседает на складах, по неофициальной информации — больше. Ведь речь идет и об конкурентоспособной продукции. Ну вот никто меня не может убедить, что микроволновка «Горизонт» лучше чем Samsung. Пропадают в магазинах целые группы товаров P&G, а это и памперсы, и моющие средства, и косметика.
Белорусскую экономику спасти может только чудо. Президент Беларуси верит в то, что может найти нефть, и поручил это сделать своим подчиненным. Это не шутка, а заявление президента. «Мне все-таки кажется, что где-то у нас есть нефть. Но если есть нефть, то не может быть, чтобы где-то не прорвало природным газом. Я очень на это надеюсь», — сказал на этой неделе Лукашенко. Также белорусский лидер сообщил, что назначил с этой целью премьером ученого-академика.
«Я думаю, что он должен чувствовать ответственность и будет посматривать, что там под толщей земли, по которой мы ходим, у нас есть. Мне кажется, что нам надо серьезнее посмотреть на недра», — такое дал поручение президент РБ премьеру Мясниковичу. «Не может быть, чтобы человек искал и не нашел. Что-то найдем», — уверен Лукашенко.
«Каждый день пребывания Лукашенко во власти — это экономический кошмар для страны. За последние три года суммарный внешний долг страны вырос до 25 млрд. долл. При этом золотовалютный запас в пять раз меньше…В страну, где правит диктатор, инвестиции не идут», — предостерегал еще полгода назад Андрей Санников.