Какая судьба уготована белорусскому рублю?

Эксперты и аналитики в поисках дна кризиса.

Аналитики в своих оценках не столь оптимистичны. Как признается экономист Иван Анташкевич, окончания валютного кризиса он пока не видит и боится, что кризисные явления будут лишь усугубляться.

По словам эксперта, искусственное регулирование государством курса белорусского рубля способствует сохранению высокого “черного курса” и, соответственно, высоких цен на импорт. В этих условиях лучше иметь единый курс в десять тысяч белорусских рублей за доллар, но установленный рынком, чем курс в пять тысяч, но искусственно определенный государством.

Председатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов затрудняется дать оценку перспектив белорусской экономики, но считает, что если с кризисом государство будет бороться нынешними методами, то эффективность такого противостояния будет незначительна. По его словам, отсутствие прозрачности в экономике страны не позволяет понять, на что расходуется экспортный потенциал Беларуси.

Как выразился Маргелов, сейчас поступающая в страну валюта пошла по узким, “закрытым” кругам. “Белорусская экономика способна падать на дно кризиса сколь угодно долго, пока широкие массы людей не получат доступа к валюте”, – считает предприниматель. В таких условиях, на его взгляд, можно создать видимость стабилизации, но это не значит, что экономические проблемы страны будут решены. По прогнозам Виктора Маргелова, дно кризиса находится рядом, а если практика валютного ограничения будет продолжаться, то белорусы могут увидеть “и второе, и третье дно”.

Эхо 1994 года

Правда, как считает экономист Леонид Злотников, экономические проблемы Беларуси слишком глубоки, чтобы их можно было быстро решить. Аналитик уверен, что нынешний кризис – это продолжение кризиса, который был прерван в 1994 году. “Мы не перешли тогда к рыночной экономике, не было сделано структурных реформ, институты рынка не были созданы до конца, не было приватизации”, – поясняет Злотников.

Эксперт не сомневается, что налицо системный кризис, и нынешняя экономическая модель еще раз доказала свою неэффективность. А потому, на взгляд экономиста, если делать прогнозы относительно сроков выхода Беларуси из кризиса, то нужно оперировать не днями и месяцами, а годами.