В Беларуси доллары есть. Но не для всех

"Серьезные решения по валютной и экономической политике" будут приняты в Минске во второй половине августа, сообщила пресс-служба белорусского президента.

Александр Лукашенко в понедельник обсудил с премьером подготовку судьбоносного совещания, должного определить “экономическую стратегию белорусского государства”.

Курс доллара на “черном рынке” вздрогнул и приподнялся.

Торговцы крупнейшего минского рынка “Ждановичи” пересчитывают свой товар “на зайцы” с прибавлением к июльской “планке” еще 200 рублей. Хотя базарная курсовая “планка” в сравнении с официальной, установленной Нацбанком, и так выше на полторы тысячи местных дензнаков.

Администраторы портала prokopovi.ch – “народного электронного обменника”, названного по фамилии допустившего майский дефолт экс-главы Нацбанка – фиксируют, впрочем, трехкратное падение числа предложений о продаже валюты в конце июля – начале августа.

Возможно, продавцов напугала милиция: оперативники несколько раз выступали в роли покупателей и о наказании “субъектов незаконных валютных операций” активно рассказывали в прессе. Но аналитики констатируют: всякий, имеющий валюту, предпочитает сберечь ее на еще более “черные” времена.

“Свободная” продажа

Коллегу из Москвы, присмотревшего в Минске обновки и сдавшего в официальное окошечко 5000 российских рублей, бабушки у обменника чуть не разобрали на сувениры.

Подхватились со складных стульчиков проследить, сколько точно поступает в кассу, на ходу пожелали доброму россиянину всех благ и здоровья, и одна, по составленному покупателями списку – первая, зашуршала своими “миллионами”, торопясь оформить покупку.

“Прозеваешь – не продадут, скажут, что всего 10 долларов сдал. Приказ у них такой – все забирать в государство”, – объясняет мне Раиса Марковна, вновь усаживаясь на стульчик. Марковна в очереди дежурит уже месяц, “за внучку”, которая записалась еще в начале лета, но занята на работе.

“Отмечаться она приходила, но теперь вот очередь близко, надо сидеть”, – поясняет бабушка.

“Приказ”, однако, у банков официально другой – по официальному курсу продавать населению валюту, населением же в обменники сданную.

По распоряжению Нацбанка, покупку без продажи валюты положено осуществлять только на белорусских погранпереходах, а с недавних пор – в санаторно-курортных учреждениях, который год заполненных отдыхающими из сопредельных государств. По данным аналитиков, такими “скупочными” обменниками в месяц собирается до 60 млн. долларов.

Эта накопленная валюта, как официально объясняется, поступает в банк для продажи на социальные цели.

Распределение “в интересах государства”

Социально-значимыми поводами для приобретения валюты определены лечение за рубежом по медицинским показаниям, учеба в других государствах, выезд за границу в связи с тяжелой болезнью или смертью родственников.

“Беларусбанк”, утвердивший в конце мая этот короткий перечень, сообщает, что на социальные цели к началу августа было продано около 4,5 млн. долларов, в банк обратилось более 5 тысяч граждан.

Процедура такой покупки требует от белоруса пакета документов-доказательств и ожидания решения в течение двух недель. Если финкомитет банка скажет просителю “да”, деньги переведут на указанный счет учебного или лечебного заведения.

По словам возглавлявшей “Беларусбанк”, а нынче назначенной главой Нацбанка Надежды Ермаковой, для банков такой порядок – дополнительная “ручная работа”, с которой, однако, справляются. По решению Нацбанка к распределению валюты на социально-значимые цели с начала августа приступают также четыре коммерческих банка.

Президент Лукашенко, однако, посоветовал Ермаковой внимательнее присмотреться к “социально-значимым нуждам”.

“Мы договаривались о том, что Сберегательный банк (“Беларусбанк”, по документам, выполняет функции сберегательного банка – ред.), сейчас уже и другие эту функцию на себя берут, обеспечат продажу валюты населению под необходимые нужды: болезнь, учеба. И то – учеба с какой целью? В интересах государства или для пополнения “пятой колонны”, как у нас некоторые учатся за границей? Это государственная услуга, и она должна оказываться в интересах государства”, – заметил президент Лукашенко при назначении главы Национального банка.

Лазейка для “своих”?

Обыватель уверен, что разрешение купить валюту по официальному курсу, без переплат, получают исключительно “свои”, близкие к начальникам всех мастей, или сами чиновники.

“Нет, для своих “лазейки” проще, без пакета оправдательных документов и хождения по инстанциям, — полагает экономист Сергей Чалый. – А продажа на социальные цели – это своеобразная декорация: чтобы люди не нервничали, те, что совсем доступа к валюте не имеют”.

“Арифметика” для обывателя, выглядит, однако, небесспорной: если с пригранично-санаторных обменников в месяц собирают по 60 млн. долларов, а нуждающимся за два с лишним месяца продали только 4,5 млн. долларов,

где остальное?

Независимые эксперты объясняют: у государства — устойчивый валютный “голод”, который не изжит введенной в конце июля обязательной продажей 30% валютной выручки для ряда ранее имевших льготы промышленных гигантов. “Беларуськалий”, “Белтрансгаз”, образованное некогда Управделами администрации президента ГПТО “Белая Русь” и небольшое число других предприятий, имевших прежде право расходовать заработанную валюту для модернизации экспортоориентированных производств, теперь “как все” должны продавать значительную часть валютной выручки Нацбанку по официальному курсу.

“Эта отмена льгот была попыткой увеличить поступление и предложение валюты на бирже, но ситуацию изменила несущественно”, – отмечает экономист Сергей Чалый.

На управляемой Нацбанком валютной бирже – свой социально-значимый список покупателей: по утвержденному правительством положению, субъекты хозяйствования могут приобрести валюту по официальному курсу только для оплаты за медикаменты, расчетов за поставленный в страну газ и на погашение валютных кредитов. Объем этого “соцпакета” ограничен поступлением от предприятий упомянутых 30% обязательной продажи валютной выручки.

Курс межбанковского рынка валюты, отмеченный аналитиками в начале августа, составляет 1$ = 7100-7200 Br при официальном курсе Нацбанка 1$ = 4945 Br.

О пользе доллара “в чулках”

“Во многих странах валюта продается несвободно, но там экономика развивается, и люди живут”, – заметила на первой своей пресс-конференции в должности главы Нацбанка Надежда Ермакова. И обратилась к населению: “Не совсем правильно, чтобы у нас валюта лежала в кармане. Рубля нету, хлеб не можем купить, потому что бережем в кармане 15-20 долларов”.

“Ну зачем вам этот доллар? – увещевала она несознательных граждан чуть раньше, в бытность главой “Беларусбанка”. – Ну вот у меня его нет, я не иду в обменник – он мне просто не нужен. У меня и в 90-е его не было, и сегодня нет. Да, обувь завозится импортная. Да, она станет чуть дороже. Ничего страшного! Сносим вместо двух туфель одни”.

Любители зарубежных покупок и отдыха обнаружили, однако, что доллары-евро в не продающих населению валюту белорусских банках добыть можно – если купить их, например, за российские рубли.

Конвертация не нарушает установленной в Белоруссии банковской отчетности, по которой превращать “твердые” деньги в белорусские “зайчики” крайне нежелательно.