Кремленологи не верят в объединение России с Беларусью и Южной Осетией

Владимир Путин, отвечая на вопросы на форуме "Селигер-2011", не исключил объединения России с Беларусью и Южной Осетией. Политологи считают такой сценарий нереалистичным, полагая, что премьер преследует иные цели.

“Судя по всему, это предвыборный маневр”, – так оценил заявление Владимира Путина по Беларуси и Южной Осетии профессор Эберхард Шнайдер (Eberhard Schneider) из исследовательского центра “ЕС – Россия”. “Это чисто пропагандистский трюк”, – соглашается с ним белорусский политолог Владимир Мацкевич. А вот у Михаила Виноградова, президента фонда “Петербургская политика”, есть сразу несколько возможных объяснений словам Путина.

На молодежном форуме “Селигер-2011”, организованном при поддержке Кремля, российского премьера спросили, как он относится к идее объединения России и Беларуси. “Это возможно, это очень желательно”, – сказал Путин, но добавил, что решение этого вопроса зависит от волеизъявления белорусского народа. Схожую позицию российский премьер занимает и в вопросе о присоединении Южной Осетии. “Будущее будет зависеть от самого осетинского народа”, – заявил Путин.

Шансы Москвы добиться ухода Лукашенко крайне малы.

В декабре 2011 года в России пройдут выборы в Госдуму. Не исключено, что Владимир Путин возглавит избирательный список “Единой России”, лидером которой он считается. По словам Эберхарда Шнайдера, возможно, что цель путинского заявления по Беларуси и Южной Осетии – завоевать симпатии тех, кто близок к национал-патриотам. Ведь “Единая Россия” и близкий к ней Объединенный народный фронт хотят получить конституционное большинство в Госдуме, говорит немецкий политолог.

Профессор Шнайдер полагает, что у Союзного государства России и Беларуси нет перспектив, да и существует оно, как отмечает политолог, лишь на бумаге. Что же касается Александра Лукашенко, то его отношения с Путиным оставляют желать лучшего. В том, что российский премьер хотел бы видеть во главе Беларуси другого человека, нет ничего нового, говорит политолог. Однако, по его мнению, шансы Москвы добиться ухода Лукашенко крайне малы.

Что же касается возможного присоединения к России Южной Осетии, то такой шаг чреват осложнением международных отношений, дал понять Эберхард Шнайдер. Ведь почти все страны мира считают Абхазию и Южную Осетию частью Грузии. Даже Беларусь, напомнил Шнайдер, не признала суверенитет Абхазии и Южной Осетии. Так что присоединение Южной Осетии не принесет России никаких дивидендов, уверен немецкий эксперт.

“России интересно протестировать зарубежную реакцию”

Михаил Виноградов, президент фонда “Петербургская политика”, считает, что у заявления Путина по Беларуси и Южной Осетии может быть несколько объяснений. “Вариант первый: возможное тестирование темы”, – говорит московский политолог. По его словам, в условиях определенной ностальгии по СССР “создание ожиданий” в связи с возможным расширением границ России могло бы стать одним из ходов избирательной кампании. Второй вариант – это реакция на имеющиеся в Южной Осетии проблемы, попытка снять напряженность. “Эдуард Кокойты должен покинуть пост президента, и ситуация там сейчас непростая”, – говорит Виноградов. “Вариант третий: заявление Путина было спонтанным, оно, по большому счету, ничего не значит”, – резюмирует Виноградов. Все три версии, по его мнению, имеют право на существование.

“Думаю, Россия давно заинтересована в смене власти в Беларуси. Проблема в том, что, с одной стороны, нет людей, на которых можно было бы сделать ставку, а с другой, нет инструментов, с помощью которых можно было бы эту смену власти провести”, – объясняет Михаил Виноградов.

Скорее всего, Москва теперь возьмет паузу, говорит политолог. “Наверное, России интересно протестировать зарубежную реакцию, посмотреть, будет ли какое-то оживление общественного мнения”, – считает глава фонда “Петербургская политика”. Одновременно Виноградов указал на то, что Союзное государство переживает сегодня кризис и ожидать интеграции Беларуси в состав России не стоит.

“Трудно оценить состояние общественного мнения”

Владимир МацкевичВладимир Мацкевич”Это пропагандистский трюк, но он очень хорошо вписывается в общую стратегию Путина, и его можно рассматривать как предвыборную декларацию”, – считает директор минского Агентства гуманитарных технологий Владимир Мацкевич. Он убежден, что “Кремль никогда не оставлял намерения аннексировать Беларусь обратно в состав России”. Но конкретного сценария, как это сделать, у Москвы до сих пор нет. По мнению Мацкевича, варианты с Союзным государством или интеграции Беларуси в состав России в виде шести областей не годятся.

Владимир Мацкевич не исключает, что Москва решила воспользоваться кризисом, в котором оказалась Беларусь, для нового “интеграционного наступления”. В этом случае заявление Путина, считает политолог, носит долговременно-стратегический характер.

По мнению Мацкевича, вся эта история вряд ли осложнит отношения между Москвой и Минском. Ведь заявление Путина не носит официального характера, подчеркивает он. Что же касается отношения рядовых белорусов к возможному вхождению в состав России, то оценить его, по словам Владимира Мацкевича, сложно. В стране, в которой долгое время существует авторитарный режим, крайне трудно выяснить, что на самом деле думают люди, заключает Мацкевич.

Автор: Вячеслав Юрин
Редактор: Глеб Гаврик