Александр Класковский: Диктатуры плохо интегрируются

Не успели высохнуть чернила на подписи Александра Лукашенко под соглашением о создании Евразийского Союза, как белорусского правителя снова ждет тяжелая дорога в Москву: 25 ноября там пройдет заседание Высшего госсовета "Союзного государства".

Ситуацию в интервью “Белорусскому партизану” анализирует политолог Александр Класковский.

– Не успел Лукашенко поставит свою подпись под соглашением о создании Евразийского Союза, как “Сбербанк” России тут же выдал 1 миллиард долларов Минске. Сегодня Михаил Мясникович заявил, что “Сбербанк” выделяет еще 5 миллиардов – “на другие проекты”. Нашу страну в очередной раз заложили, как в ломбард. За какие выгоды?

– Действительно, не за красивые глазки “Сбербанк” выделяет 1 миллиард долларов. Насколько я знаю, “Сбербанк” дает эти деньги под залог акций “Беларуськалия” – а это действительно золотой запас Беларуси, это – наши недра.

Что касается объявленного Михаилом Мясниковичем «выделения» еще 5 миллиардов, то я бы здесь не торопился с выводами. “Не говори гоп, пока не перепрыгнешь”. Так и здесь: это заявил белорусский премьер, российская же сторона молчит. Так что выделение этих 5 миллиардов – это еще писано вилами по воде. Все мы помним официальные заявления о выделении Беларуси кредитов со стороны Китая в размере 8-15 миллиардов, и под какие условия. Так что в этом плане ситуация неоднозначная.

Но сейчас как раз тот период, когда «Россия – щедрая душа». Впереди – думские выборы, чуть позже – выборы президента. Сейчас задача Москвы – втянуть Беларусь в проекты, которые в настоящее время являются отчасти пиаровскими, предвыборными. Но это не значит, что после выборов они будут отодвинуты в сторону. Есть опасность, что Беларусь сначала потеряет значительную часть своей экономической независимости, а затем начнет терять и политический суверенитет и приобретет статус наподобие полуколонии. Это очень тревожная и реальная опасность.

– Еще вроде и “Союзное государство” не погребено (25 ноября в Москве пройдет заседание Высшего госсовета “союзного государства”), а на ее обломках уже строится Евразийский Союз. С чего бы такая спешка?

-Лукашенко в пятницу задавали такой вопрос. Из его ответа можно сделать вывод, что действительно этот проект может быть остановлен. Вербальные гвозди в гроб “Союзного государства” уже забиты – проект потерпел фиаско.

Почему так спешно? Для Москвы это, прежде всего, пиаровский предвыборный проект, Минск, в свою очередь, хочет погреть руки, получив дивиденды с этой рекламы. Поэтому и получается, как в старом анекдоте с вопросом: “Будем этих детей мыть или делать новых?” Такое впечатление, что сами архитекторы не знают, что строят.

Многие эксперты уже путаются в мешанине различных аббревиатур. Существует ли “Союзное государство”, существует ли Таможенный союз? Посмотрите: есть ЕврАзЭС
(Евразийское экономическое сообщество) и создается Евразийский союз – это не просто игра слов. Сходство этих аббревиатур неслучайное: если в первом варианте идет речь об экономической интеграции, во втором случае используется более широкая трактовка, которая означает интеграцию и политическую. Недаром создаются наднациональные органы, которым предполагается передать значительную часть полномочий. А это обязательно выльется в конфликты сторон.

– Обязательно?

– Да. Политическая интеграция означает делегирование части полномочий наднациональным органам. В Евразийском союзе создается Евразийская экономическая комиссия. А диктатуры плохо интегрируются … Здесь же – сразу неких 175 полномочий предполагается передать Евразийской экономической комиссии. Трудно представить, что Александр Лукашенко будет делиться хоть частью своих полномочий.

Евразийская экономическая комиссия наделена правом принимать решения прямого действия. Например, комиссия решает, что Лукашенко печатает очень много денег и что надо прекратить тиражирование пустых денег. И постановляет: печатание пустых денег прекратить! Естественно, такое решение будет встречать противодействие с белорусской стороны.

Или еще. Существует практика, по которой в торговой сети должна быть не менее 70% товаров белорусского производства. Сейчас Россия вступает в ВТО. Это означает, что все большие потоки дешевого импорта будут циркулировать в Беларуси и класть на лопатки белорусское производство. Согласится на такой порядок вертикаль? Конечно, нет. Лукашенко займет позицию такого плана: вы нам дайте полную свободу поставки своих товаров в Россию и Казахстан, а здесь мы создадим тепличные условия именно для товаров отечественного производства.

Иностранный долг в Беларуси выходит за разумные пределы, о чем намекал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, говоря, что не надо торопиться с приемом новых членов в Евразийский союз. Беларусь в этом году действительно стала мировым рекордсменом по инфляции и девальвации. И есть риск печатания новых пустых денег, чтобы бросить косточку разъяренному трудовому люду. А это запрограммированный виток гиперинфляции. Заключив очередное соглашение с Лукашенко, Москва может получить такого кота в мешке, который еще не раз покажет свои когти.

– Какие Ваши прогнозы на заседание Высшего госсовета, запланированного на 25 ноября в Москве?

– Это бутафория, и это понимают все. На “Союзном государстве” фактически ставится крест.

Все существенные разговоры будут вестись за закрытыми дверями, тет-а-тет. Каждая сторона будет продолжать играть в свою игру, но у каждой стороны – свои интересы.

Неслучайно заседание Высшего госсовета совпадает с продажей остатков “Белтрансгаза”, которое также запланировано на 25-е. Беларусь хочет “скосить бабки”, а Москва пользуется ситуацией, и старается мелкими уступками максимально опутать Беларусь узами обязанностей.

Добром это не кончится…