Кто способен платить штрафы такого размера?

Судьям запретили давать активистам «сутки», и они выносят огромные штрафы.

На этой неделе судом Московского района Минска активист «Европейской Беларуси» Максим Винярский был оштрафован на 50 базовых величин (более 10 миллионов рублей).

Административные дела в отношении него, а также еще одного оппозиционного активиста Александра Макаева были возбуждены по статье 23.34 КоАП (нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий) за участие в акции, которая прошла в Минске 24 ноября и была посвящена памяти исчезнувших оппозиционных политиков и годовщине конституционного референдума 1996 года.

Максим Винярский, который за время своей активной деятельности провел в следственном изоляторе около 310 суток, прокомментировал сайту palitviazni.info последнее судебное решение.

5 января активист кампании «Европейская Беларусь» Максим Винярский был признан судом виновным в двух административных правонарушениях и привлечен к ответственности в виде штрафа в 70 базовых величин (14 млн. 700 тыс. рублей) путем полного сложения по двум статьям КоАП. Винярский обвинялся по ч. 3 ст. 23.34 КоАП (нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий, совершенное повторно в течение года) за участие в студенческом марше 2 декабря 2015 года.

В ходе рассмотрения дела Винярского судья возбудила в отношении него еще одно дело – по ч. 1 ст. 24 КоАП (неуважение к суду).

– Поскольку я уже не первый раз сталкиваюсь с чем-то подобным, то могу сказать, что ничего удивительного в последнем решении суда нет, – говорит оппозиционный активист. – Могу только добавить, что на этот раз все бумаги обвинение оформило так плохо, что два раза суд возвращал дело на доработку в Центральный РУВД, но там ничего по сути не доработали. В рапортах понаписали то, чего не было вообще. Мою фотографию, например, взяли с сайта «Нашай Нiвы», а в бумагах написали, что фото было сделано оперативной фотосъемкой. При этом даже значок «Нашай Нiвы» не убрали. В последнем варианте протокола мне инкриминировалось только несанкционированное пикетирование на площади Независимости, которое оказывается заключалась в том, что я поставил свечку на крыльцо Центризбиркома. Это, по их мнению, и есть пикетирование. А на фото снят тот момент, когда я со свечкой иду вдоль проспекта Независимости.

– Что вы говорили в свою защиту?

– Моя позиция исходила из того, что вообще человек имеет право на мирные собрания, которые гарантированы Конституцией. Поэтому с этой точки зрения я не отрицаю, что участвовал в мероприятии. Считаю, что это мое право, хотя у нас фактический запрет на массовые мирные акции, которые почти никогда не разрешаются. Но человек может высказать свою позицию. Судья посчитал по-другому. И это, как мне кажется, насилие над правосудием.

– Перед этим вам дали еще около 14 миллионов штрафа…

– Да, и я уже подал жалобу на решение суда, хотя результат, к сожалению, предсказуем. Жалобы обычно не удовлетворяются, но ведь надо ворошить и судей. Поэтому буду обжаловать и последнее судебное решение.

– Раньше активистов отправляли на «сутки», а теперь дают штрафы. Как вы оцениваете эту новую тактику властей?

– Мне кажется, что судьям просто запретили давать «сутки». Но, если говорить объективно, то фактически нет разницы – «сутки» или штраф. Рано или поздно количество этих штрафов перевесит, и судьи, скорее всего, могут вернуться к старой практике. Ведь, извините, а кто способен платить штрафы такого размера?

– Вы – один из рекордсменов среди активистов по отбыванию «суток» в изоляторе временного содержания.

– По моим подсчетам, за все время на «сутках» я провел более 310 дней.