«Foreign Policy»: Демократическая Беларусь нуждается в нашей поддержке

Я только что закончил читать книгу бывшего белорусского кандидата в президенты и политзаключенного Андрея Санникова «Моя история».

Ее можно сравнить и с «Одним днем из жизни Ивана Денисовича» Александра Солженицына, и с книгой Натана Щаранского «В защиту демократии». Я всем рекомендую прочитать эту важную книгу. Она напоминает нам о том, что Запад, и особенно Соединенные Штаты, должен быть голосом демократии, и что есть много людей, которые стремятся жить в нормальной стране и нуждаются в нашей поддержке.

В своей книге Санников делится ужасными подробностями своего заключения, включая пытки. Он кратко описывает свою прежнюю жизнь, работу в министерстве иностранных дел советской, а затем независимой Беларуси, где он был заместителем министра иностранных дел. В 1980-х годах он в течение пяти лет жил в Нью-Йорке и работал в ООН, участвовал в переговорах с Украиной, Россией, США и другими странами по выводу ядерного оружия с территории Беларуси в рамках известного (а сейчас, после вторжения России в Украину, печально известного) Будапештского меморандума.

Беларусь – забытая страна. Для того, чтобы ее понять, нужно знать определённый контекст. Я впервые узнал о Беларуси от моего друга, Павла Демеша, на приёме Немецкого фонда Маршалла в Брюсселе в 2005 году. В свое время Павол был министром иностранных дел и советником по национальной безопасности Словакии. Он принимал активное участие в чехословацком демократическом движении и сейчас является заметной фигурой в продемократических кругах Восточной Европы и стран бывшего Советского Союза.

Павол отметил, что Немецкий фонд Маршалла начинает программу по поддержке белорусского гражданского общества в так называемой «последней диктатуре Европы».

Это произошло вскоре после того, как в 2005 году во время своей инаугурационной речи Джордж Буш изложил «Программу свободы». Это была прекрасная речь, и я верил каждому её слову (и до сих пор верю).

Впервые я познакомился с Андреем Санниковым на конференции в Бухаресте в 2008 году. С тех пор мы регулярно общались.

То, что я узнал, потрясло меня. На протяжении многих веков Беларусь не была независимой страной. Она входила в состав России и Польши. Она объявила о своей независимости от бывшего Советского Союза в 1991 году. В 1994 году Александр Лукашенко победил на президентских выборах. Он прославился тем, что быстро взял под контроль институты молодой демократии, оказывая давление на зарождающиеся независимые средства массовой информации и опираясь на символы и системы, которые отражали ностальгию по СССР.

Например, внутренняя служба безопасности специально использует аббревиатуру «КГБ». Это было бы смешно, если бы не было так ужасно. В рейтинге демократии журнала Economist Беларусь располагается на 127 месте из 167 и классифицируется организацией Freedom House как «несвободная». В соответствии с рейтингом стран по уровню коррупции организации Transparency International (индекс CPI), Беларусь остается в группе коррумпированных стран, занимая 107 позицию из 168. Наблюдатели от Организации по безопасности и сотрудничеству в Европы (ОБСЕ) утверждают в своем докладе, что Лукашенко «побеждает» на выборах «благодаря вбросу бюллетеней, неправдоподобно высоким цифрам предварительного голосования, подложным спискам избирателей, мошенничеству и непрозрачности подсчета голосов».

Эти обвинения касаются каждой из его «побед» на выборах.

Потом все стало хуже. Намного хуже. Некоторые лидеры оппозиции «исчезли» — на самом деле были убиты — или с ними произошли загадочные несчастные случаи.

Не с один или двумя, а с полутора десятками, начиная с 1999 года. Подобно Венесуэле или России, Беларусь превратила свои ранние демократические идеалы в фарс. Это сопровождалось давлением, обманом, грязной игрой и даже убийством активистов оппозиции. К сожалению, Беларусь сохранила фасад демократии, но душу советской республики. После того, как Лукашенко начал убивать оппозицию, стало ясно, что он собирается оставаться у власти как можно дольше, чтобы не столкнуться с последствиями убийства своих противников.

Беларусь расположена к западу от России и к северу от Украины. Это главный пункт поставки российского газа в Европу. Она граничит со странами-членами ЕС и имеет с ними значительные экономические связи. Лукашенко также стал «полезным» для России и Запада, выступая в качестве «посредника» в условиях украинского кризиса. Он предоставил убежище таким диктаторам, как Бакиев из Кыргызстана. Расположение Беларуси, а также способность Лукашенко балансировать между российскими и европейскими интересами, особенно коммерческими и внешнеполитическими, уберегли его от худших экономических санкций.

Санников подробно рассказывает о том, почему он порвал с Лукашенко в 1996 году — ползучий авторитаризм, прослушивание телефонов, (вос)создание тайной полиции. Он стал одним из основателей Хартии-97 — по образцу Хартии-77, которая была чехословацким правозащитным движением против коммунистического чехословацкого правительства.

Санников основал движение с целью присоединения Беларуси к ЕС и ориентации на Запад. В самый сложный период избирательной кампании, его главный политический советник был найден повешенным — якобы самоубийство, но, учитывая послужной список режима, белорусы и наблюдатели предполагают, что это не так.

Санникову и другим кандидатам приходилось преодолевать чрезвычайно сложные препятствия: ему необходимо было собрать 100 000 действительных подписей (на самом деле для гарантии необходимо было собрать 200 000 подписей) и позволено только четыре раза обратиться к стране через официальные средства массовой информации — два раза по радио в шесть часов утра и два раза за две недели до выборов в 30-минутной речи на телевидении. После того, как он один из немногих собрал 100 000 действительных подписей, Лукашенко хитро позволил другим оппозиционерам участвовать в выборах, даже если они не собрали 100 000 подписей, чтобы таким образом ослабить противников Лукашенко.

Несмотря на это, на выборах 2010 года Санников занял второе место. На протяжении более 15 лет выборы в Беларуси не признавались ни свободными, ни справедливыми. Вполне вероятно, что у Лукашенко на самом деле было гораздо меньше, чем 80 процентов, которые он «получил» на тех выборах. Санников занял второе место и показал результат гораздо лучше того, который позволила ему подконтрольная Лукашенко избирательная комиссия (нынешний глава избирательной комиссии заменил человека, убитого режимом, и находится под международными санкциями).

Сразу после выборов 2010 года, Санников был заключен в тюрьму по сфабрикованным обвинениям и провел там 16 месяцев. В книге подробно описаны страдания, ужасные и удивительно унылые бюрократы, тюремные информаторы и палачи. Вся картина напоминает советский ГУЛАГ, где белорусское правительство ищет вдохновение, но его деятельность очень похожа на действия других отвратительных диктаторских режимов.

Санникова часто этапировали в рамках пенитенциарной системы, чтобы его не могли найти ни семья, ни адвокаты, ни его сторонники. Его жена также была брошена в тюрьму, и ее жизнь была под угрозой. Их трёхлетнего сына Даника хотели принудительно отправить в детский дом. Мать его жены, будучи слабым пожилым человеком, откладывала обращение к врачу, пока родители Даника были в тюрьме, чтобы не дать возможности государственным врачам объявить ее непригодной к воспитанию ребёнка и забрать малыша. В то время она перенесла сердечный приступ и не обращалась за медицинской помощью.

Тюремное заключение Санникова привлекло большое внимание международного сообщества. В защиту Санникова и его жены выступили такие знаменитости, как Том Стоппард, Мик Джаггер, Стивен Спилберг. Международные СМИ, правительство Германии, правительство США, литовское правительство, британское правительство и другие, оказывали давление на режим с целью их освобождения.

В Беларуси оппозиция находится в сложном положении. Санников явно занял второе место на выборах. В 2010 году, режим позволил участвовать в выборах девяти кандидатам от оппозиции, чтобы разбавить голоса против Лукашенко. Лукашенко имеет некоторую поддержку среди населения, но никто точно не знает, какую. Кроме того, он цинично помогал финансировать и поддерживать некоторых оппозиционных кандидатов. Оппозиция действует разрозненно. Что делать для поддержки демократии?

Ясно одно: эта книга важна, ее надо читать, она напоминает нам о том, что есть много забытых уголков мира, в которых хитрые, но преступные лидеры играют на интересах Запада с целью укрепления своей собственной власти.

Даниэль Рунде, Директор, Проект лидерства США в развитии, Центр стратегических и международных исследований, «Foreign Policy»

Перевод — charter97.org, публикуется с незначительными сокращениями