«Лукашенко пытается лавировать между Россией и Западом»

Интервью с Андреем Санниковым, бывшим заместителем министра иностранных дел Беларуси, международным координатором белорусской гражданской инициативы «Хартия- 97», лидером гражданской кампании "Европейская Беларусь".

Алекс Кэмпбелл:На днях российский посол в Беларуси напомнил Александру Лукашенко, что Москва ожидает он него дипломатического признания Южной Осетии и Абхазии. В четверг СМИ сообщили, что белорусский лидер направил письмо президенту Дмитрию Медведеву по этому поводу, предложив вынести проблему «права на самоопределение народов Южной Осетии и Абхазии» на рассмотрение Совета коллективной безопасности ОДКБ 5 сентября.

Как вы оцениваете происходящее в отношениях Москвы и Минска в контексте грузинской проблемы?

Андрей Санников:Сначала хотелось бы дать оценку ситуации в целом. Происходит вторжение российских войск на территорию независимого государства, которое образовалось после распада СССР. Впервые в новейшей истории этого пространства мы наблюдаем такой акт агрессии, и, наверно, это должно быть отправной точкой всех оценок и политических шагов со стороны руководителей и политических деятелей государств.

Россия поставила в очень сложное положение даже своих союзников. Мне не хотелось бы ставить себя на место Лукашенко, но если попытаться представить его ситуацию, он ничего не выиграет от поддержки России. А потеряет много.

Россия исчерпала ресурс финансовой и экономической поддержки своих союзников, а морального и демократического ресурса никогда и не было, поэтому ей опираться больше не на что. И посему применяться будет просто сила.

Кроме того, Россия исчерпала и дипломатический арсенал, поэтому то, что там сегодня пытаются ссылаться на мифические союзные государства, или СНГ – это просто смешно, этого нет, это не работает, никто просто не знает, как похоронить эти политические трупы. Российские танки в Грузии

А.К.: На сегодняшний день независимость Южной Осетии и Абхазии поддержали группировки «Хезболла», «Хамас» и никем непризнанный Нагорный Карабах. Даже члены Шанхайской организации сотрудничества «выразили глубокую озабоченность в связи с напряженностью вокруг югоосетинского вопроса». В то же время, как пишет британская «Таймс», единственная европейская страна, кроме России, которая может признать Южную Осетию и Абхазию – это Беларусь, являющаяся по сути дела «российским вассалом».

В том случае, если это все-таки произойдет, какие последствия это может иметь для белорусско-российских отношений, и отношений Беларуси с Западом?

А.С.:Лукашенко сейчас пытается лавировать между Россией и Западом, поэтому он не сможет быстро пойти на признание. К тому же он понимает, что признание российского силового, агрессивного сценария не может не сказаться на ситуации в Беларуси.

Россия требует не только того, чтобы Лукашенко признал Абхазию и Южную Осетию, а чтобы он участвовал в военных сценариях России, в противодействии Соединенным Штатам, чтобы Лукашенко вводил единую валюту, чтобы он позволил российскому капиталу и кампаниям приватизировать собственность в Беларуси.

Поэтом вопрос здесь не просто в признании. Это вопрос, по сути дела, личной власти Лукашенко, а на это он пойти никак не может. Что касается отношений с Западом, то политику самого Запада в отношении Беларуси сложно понять. Даже сегодня идет какой-то торг, результатом которого является непонятно что, по крайне мере для нас.

На нас идет какое-то давление, чтобы мы участвовали в избирательном фарсе, чтобы Европа и Соединенные Штаты имели возможность признать Лукашенко, то есть Запад здесь подменяет понятия, и вместо основополагающих понятий и принципов демократии и прав человека пытается играть в какую-то игру, которая, кстати, уже привела к краху всю его политику в отношении России.
Александр Лукашенко
Александр Лукашенко

А.К.:Давайте допустим, что Александр Лукашенко откажется признавать Южную Осетию и Абхазию. Российские СМИ уже называли «предательством» его поведение в разгар грузинского конфликта, и требовали ужесточения политики Москвы в отношении Минска. Какие все-таки средства есть в арсенале России, чтобы наказать «нерадивого союзника»?

А.С.:У России есть много легальных и нелегальных методов – и нефтегазовых, и прочих. Если представить, что все же произойдет поворот Лукашенко в сторону Запада, ему придется понять, что ситуация в мире изменилась, и что без решения проблем внутри страны, без предложения обществу конструктивных дискуссий, которые будут выходить на конкретные результаты демократизации, а это значит – прямого общения и переговоров с оппозицией – он ничего не добьется.

Поэтому он сейчас лавирует, пытается оттянуть решение, которое давно назрело: оппозиция предлагала свою помощь в защите независимости, однако эта помощь обусловлена совершенно конкретными шагами по демократизации.

Со стороны России ему никаких предложений не поступало, а, наоборот, идет сильное давление, и мы это видим, посол России ведет себя просто по-хамски, ни в одной другой стране, наверно, посол не позволил бы так себя вести.